Школьный старт как помочь ребенку найти свое место

Счастливый ребенок с рюкзаком

Ой, девочки, ну вот, кажется, только вчера мы с Виолетой выбирали тот самый, ну, самый-самый красивый рюкзак к первому классу, а уже… уже третий год пошел. Время летит, это да. И каждый раз, знаете, когда эти августовские сумерки сгущаются, а в воздухе появляется такой, знаете, особый запах – смеси свежей травы после дождя и, кажется, немного типографской краски, – у меня внутри все переворачивается. Вроде и опыт есть, и как воспитатель я, ну, много чего видела, но вот когда касается своих, все равно, знаете ли, коленки дрожат.

У Димы, моего старшего, помню, тоже были свои заморочки. Он у нас такой, знаете, мыслитель. Ему не просто надо было задачу решить, ему надо было понять, почему именно так, а не иначе. Это, конечно, здорово, но иногда учителя, ну, не всегда готовы к таким философским подходам, как бы. И вот он сидит, хмурится, а я вижу – он не просто не понимает, он, ну, немного растерян. А Виолета – она совсем другая, ей важно, чтобы все было по правилам, по полочкам. И если вдруг что-то идет не по плану, это для нее целая трагедия, прямо вот с этими, знаете, слезами-пузырями.

Школа – это, ну, такой, знаете, целый новый мир. Огромный, гудящий улей, где каждый ребенок – это маленькая пчелка, которая пытается найти свой цветок. И вот ты стоишь у входа в нашу Одинцовскую школу, чувствуешь этот, ну, ни с чем не сравнимый запах школьной столовой, знаете, когда там что-то жарят, и немного хлорки, и думаешь: «Боже, как они там вообще ориентируются, эти крохи?» А главное, как помочь им не потеряться, не растерять вот эту свою, ну, искорку, что ли? Ведь наша задача не в том, чтобы они были отличниками (хотя это, конечно, приятно), а чтобы они чувствовали себя там, ну, уверенно, что ли. Своими.

Первый звонок не только праздник

Я вот что скажу: адаптация – это не какая-то разовая акция. Это процесс, длинный, иногда извилистый, и он, ну, бывает, проверяет на прочность всех. И детей, и нас, родителей. Помню, как Виолета пришла после первого дня в первом классе, и у нее в руках был, ну, такой маленький, помятый листочек с расписанием. И она мне говорит: «Мам, а почему мы не играли? А почему там так шумно?» А у самой глаза, ну, такие, знаете, немного потерянные. И тут я поняла, что ее ожидания от школы были, ну, совсем другие. Она-то думала, что это будет как в садике, только, ну, с буквами. А тут – дисциплина, сидеть ровно, не перебивать. Это шок, представляете?

  • Будьте рядом, но не наседайте. Разговаривайте, спрашивайте, но не допрашивайте. «Как прошел день?» – это одно. «Что ты сегодня получил? А почему не ответил у доски?» – это уже совсем другое. Дайте ребенку выдохнуть. Пусть он сам поделится, когда будет готов.
  • Ошибки – это нормально. Ой, как же сложно принять, что ребенок может ошибаться! Но это, ну, правда, часть процесса. Расскажите о своих ошибках, смешных или не очень. Покажите, что, ну, все мы люди. И что главное – это не бояться пробовать снова.
  • Создайте «островок спокойствия». Дома должно быть место, где можно расслабиться. Без уроков, без напряжения. Может, это будет обнимашки на диване с книжкой, или, ну, просто посидеть в тишине. У нас вот, например, Ксения, наша младшенькая, ей всего год, она пока, конечно, в своем мире, где главная задача – попробовать на зуб все, что плохо лежит. Но даже ее присутствие, этот ее заливистый смех, когда Дима пытается построить башню из кубиков, а она ее тут же сносит, – это, ну, такое напоминание, что жизнь продолжается, и не все в мире крутится вокруг оценок.

Мостик к школе учитель и друзья

Отношения с учителем – это, ну, прям фундамент. Если есть контакт, то половина дела уже сделана. Я вот, как бывший воспитатель, всегда стараюсь, ну, налаживать мосты. Не с позиции «я все знаю», а с позиции «давайте вместе». Учителя, они тоже люди, и им тоже нужна поддержка, и, ну, понимание. И, конечно, они видят наших детей под другим углом. Иногда этот угол, ну, не всегда нам нравится, но он, как бы, есть.

  • Общайтесь с учителем. Не только по проблемам, но и просто так. Узнайте, что нравится вашему ребенку в классе, что, ну, возможно, его беспокоит. Иногда достаточно простого «Здравствуйте, как дела?» в коридоре, чтобы показать, что вы, ну, заинтересованы.
  • Друзья – это важно. Ой, как же я переживала за Виолету, когда она жаловалась, что, ну, «никто не хочет играть с ней в классики». А я-то думала, что это уже пройденный этап! Это же, ну, целая драма для ребенка. Помогите ему найти свой круг. Может быть, пригласите кого-то в гости, или, ну, сходите вместе в парк. Иногда, знаете, достаточно просто, ну, подсказать ребенку, как начать разговор, или, ну, как предложить совместную игру.
  • Ищите «общие точки». Может быть, в классе есть ребенок, который тоже увлекается динозаврами, как ваш? Или любит рисовать? Помогите им найти друг друга.

Когда учеба становится игрой а не мукой

Самое страшное, по-моему, это когда ребенок теряет интерес. Когда учеба превращается в, ну, такую, тяжелую повинность. И тут, конечно, родителям, ну, приходится быть немножко волшебниками. И немножко сыщиками. И немножко, ну, клоунами.

  • Ищите интерес. Ну, не всем же быть математиками! Может, ваш ребенок обожает историю? Или биологию? Или, ну, рисование? Поощряйте это. Найдите книги, фильмы, кружки. Пусть он видит, что знания – это не только оценки, но и, ну, такой, целый мир открытий.
  • Превратите рутину в игру. Николай, мой муж, он, конечно, водитель такси, и его график, ну, такой… ненормированный. Но даже он, когда видит, что Виолета сидит над учебником и, ну, буквально, вот-вот расплачется из-за какой-то там задачи по математике, всегда найдет пару минут, чтобы сказать: «Ну что ты, зайка, давай я тебе помогу, что тут непонятного?» И иногда вот это его «что тут непонятного?» действует лучше, чем мои долгие объяснения, представляете? А иногда мы с ней, ну, играем в «школу наоборот», где она учитель, а я ученица, и она меня учит. Это, ну, так здорово помогает ей самой понять материал.
  • Маленькие победы – большие шаги. Не ждите сразу, ну, идеальных результатов. Отметили, что ребенок стал чуть лучше читать? Ура! Сделал домашку без напоминаний? Восторг! Каждый маленький успех – это, ну, такой кирпичик в фундамент его уверенности. И, ну, не забывайте про объятия. Объятия – это вообще универсальное лекарство от всего, по-моему. И от школьных тревог, и от, ну, просто плохого настроения.

И помните, ну, что каждый ребенок уникален. Нет универсального рецепта. Есть только, ну, любовь, терпение и, конечно, вера. Вера в то, что ваш ребенок, ну, со всем справится. И найдет свой собственный, ну, путь в этом большом, интересном, иногда шумном школьном мире. А мы, родители, мы просто будем рядом. Держать за руку. Или, ну, просто, тихонько улыбаться, когда он с гордостью показывает свой, ну, пусть и не самый ровный, рисунок.