Ой, девчонки, привет! У нас тут утро сегодня началось, как обычно, с небольшого, хм, оркестра. Ксюша, ей годик всего, решила, что будильник – это так, для слабаков, и подняла всех своим заливистым «А-гу!». Ну а я, как зомби, поплелась на кухню, пока муж Николай уже умчался на свою смену. Кофе, бутерброды… И тут Виолетта, ей девять, моя второклашка, сидит за столом, ковыряет ложкой кашу, и такая, знаете, вся поникшая. Спрашиваю: «Что случилось, солнышко?» А она мне, чуть не плача: «Мам, а если я контрольную по математике плохо напишу? Елена Петровна опять будет смотреть так… строго». Ох, ну знакомо, правда?
Вот ведь, казалось бы, школа. Место, где дети должны учиться, развиваться, дружить. А на деле – столько всего наваливается. И оценки, и отношения, и вот этот вечный страх «а что, если?». Я сама, работая воспитателем, вижу, как малыши, только-только привыкшие к садику, потом попадают в эту новую, огромную систему. И это, знаете ли, проверяет на прочность всех – и детей, и нас, родителей. Особенно когда твоему чаду 7-10 лет, это такой, как бы, переходный возраст, когда они уже не совсем малыши, но еще и не подростки-бунтари. Они еще очень нуждаются в нашей поддержке, хоть и пытаются казаться взрослыми.
Когда оценки становятся монстрами
Помню, как Дима, мой старший, ему сейчас двенадцать, в третьем классе принес двойку по русскому. За диктант. Он так расстроился, сидел в своей комнате, и оттуда доносилось такое… ну, прямо как будто мир рухнул. А я, честно говоря, тогда сама чуть ли не в панику впала. Думаю, ну всё, пропал парень, гуманитарий из него не выйдет. А потом села, остыла, и, знаете, поняла одну важную вещь: оценка – это не клеймо. Это просто сигнал. Ну вот как лампочка на приборной панели машины: не конец света, а повод посмотреть, что там не так.
-
Не паникуйте сами. Серьезно, наша реакция – это главное. Если мы в ужасе, ребенок это чувствует и начинает бояться еще больше. Спокойно спросите, что случилось? Может, не понял тему? Может, отвлекся? Или просто плохо себя чувствовал?
-
Разберите ошибку. Вот у Димы это был пропущенный мягкий знак. Мы сели, разобрали правило, нашли похожие слова. И знаете, это сработало. Не сразу, конечно, но потихоньку он стал меньше бояться ошибок. А Виолетта вот сейчас, если что-то не получается, сразу бежит ко мне, мы вместе смотрим. «Вот тут, – говорю, – ты как бы перепутала, смотри, это же похоже на…» Ну и она, вроде, успокаивается.
-
Хвалите за старание, а не только за результат. Это, по-моему, вообще ключевое. Если ребенок видит, что вы цените его усилия, а не только идеальные пятерки, он будет стараться. Даже если результат пока не блестящий.
Иногда мне кажется, что мы, родители, зацикливаемся на этих оценках больше, чем сами дети. Это же, ну, как бы, наша проекция. Мы хотим, чтобы они были лучшими, чтобы у них все получалось. Но ведь жизнь – это не только пятерки, правда?
Не только уроки но и отношения
А еще школа – это, по сути, такой первый большой социальный эксперимент. Там же не только уравнения и стихи учить надо, но и с другими людьми взаимодействовать. У нас вот у Виолетты в классе есть мальчик, Артем. Он такой, знаете, ну, немножко задиристый. И Виолетта поначалу очень боялась с ним общаться, прям дрожала, когда он рядом проходил. А Елена Петровна, умница, предложила детям совместный проект по окружающему миру. И, представьте, поставила Виолетту и Артема в одну команду.
Я, конечно, сначала напряглась. Думаю, ну вот, сейчас будет полный провал. А потом, когда они начали вместе работать над макетом «Лесная поляна», что-то изменилось. Виолетта, она же у меня аккуратная, а Артем – креативный. И они, как бы, дополняли друг друга. И оказалось, что Артем вовсе не такой уж и страшный, просто ему, видимо, не хватало какого-то занятия, что ли, чтобы свою энергию направить. Ну, а Виолетта научилась не бояться, а, наоборот, находить общий язык.
-
Учите ребенка общаться. Неважно, с учителем или с одноклассниками. Если есть проблема с учителем, не бегите сразу разбираться. Поговорите с ребенком, пусть он сам попробует найти решение. А потом уже, если не получается, подключайтесь вы. И всегда, всегда, учите ребенка вежливости и уважению.
-
Помогайте строить дружбу. Приглашайте одноклассников в гости, организуйте совместные прогулки. Это очень помогает детям раскрыться, почувствовать себя частью коллектива. Вот мы иногда после школы заходим в наше кафе «У Самолета» в Одинцово, берем молочные коктейли. И Виолетта с подружками там так щебечут, обсуждают всё на свете. Это же бесценно!
-
Иногда просто слушайте. Без советов, без нравоучений. Просто дайте ребенку выговориться. Пусть он расскажет, что его тревожит, что радует. Иногда им просто нужно, чтобы их услышали. И вот тут, кстати, мой опыт работы с малышами очень помогает – умение слушать, не перебивая, это, знаете ли, целая наука.
Маленькие хитрости для больших побед
А что делать со страхом отвечать у доски? Или с тем, что ребенок постоянно отвлекается? Ох, это больная тема. У Димы, когда он был помладше, была такая привычка: сидит за уроками, а сам смотрит в окно. Или начинает ручку крутить. Ну, как будто, знаете, его мозг улетает куда-то в космос, а тело остается здесь, за столом. Я тогда чуть не свихнулась, честно.
-
Ритуалы перед уроками. Это, как бы, такой якорь. Перед тем как сесть за уроки, можно, например, выпить стакан воды, сделать небольшую зарядку, или просто посидеть в тишине пару минут. У нас вот ритуал – я включаю тихую инструментальную музыку, и они садятся. И как-то сразу настраиваются.
-
Разбивайте задачи. Большая задача кажется неподъемной. А если разбить ее на маленькие шаги? Например, сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы, потом пересказать. И после каждого шага – небольшая пауза или похвала. Вот Виолетта очень любит, когда мы так делаем. «Мам, я вот это сделала, теперь можно пять минут Ксюшу потискать?»
-
Игры на концентрацию. Есть куча простых игр. «Найди 10 отличий», лабиринты, головоломки. Да даже простое «Что изменилось?» с предметами на столе. Это не только развивает внимание, но и, как бы, разгружает мозг от школьной рутины. И, кстати, очень помогает снять напряжение.
-
Дыхательные упражнения для спокойствия. Перед ответственным моментом, будь то контрольная или устный ответ, можно научить ребенка глубоко дышать. Вот, например, «дыхание бабочки»: вдох носом, выдох ртом, медленно и глубоко. Это, знаете, как будто маленький якорь спокойствия, помогает собраться.
Иногда мне кажется, что главное – это не научить их всему на свете, а научить их, как бы, дружить с собой. Своими страхами, своими сомнениями. Чтобы они понимали: ошибаться – это нормально. Бояться – это нормально. Главное – идти дальше. И вот этот путь, он ведь, ну, такой, не прямой, с поворотами, иногда с тупиками, но всегда интересный. И мы, родители, мы же не просто проводники, мы их поддержка. Такой, знаете, надежный тыл. А там, глядишь, и сами они научатся летать, да так, что только успевай радоваться.