Школьные качели Как укрепить внутренний стержень ребенка

Девочка улыбается за партой

Ой, ну вот и снова осень, да? И вроде бы еще вчера мы бегали по Одинцовскому парку, собирали листья, а сегодня – бац! – и школьные звонки, тетрадки, домашние задания. Моя Виолета, ей уже девять, в этом году, кажется, решила, что она вообще-то взрослая, и все эти школьные дела ей нипочем. Но я-то вижу, как порой, когда она думает, что я не смотрю, брови чуть хмурятся. Это, знаете ли, материнское чутье, оно такое, как радар, никуда от него не денешься. А Дима, старший, ему двенадцать, он уже такой, мачо-подросток, но я помню, как он сам, когда был в началке, переживал из-за какой-то ерунды, вроде того, что его карандаш не так поточен, как у Пети из-за соседней парты.

А тут еще Ксюша, ей всего годик, ползает по полу, норовит то книжку Димы по химии попробовать на зуб, то Виолетины фломастеры раскидать. В общем, дома у нас, как вы понимаете, не заскучаешь. И среди всего этого круговорота, когда Николай после ночной смены таксиста спит, а я пытаюсь хоть что-то успеть с блогом, нужно еще найти силы и мудрость, чтобы помочь нашим школьникам. Ну, вот об этом сегодня и поговорим. О том, как, собственно, не дать этому школьному марафону превратиться в спринт на выживание.

Когда кажется, что всё летит кувырком

Помню, как-то Виолета пришла со школы, ну вот просто расстроенная донельзя. И не из-за двойки, нет! А потому что её рисунок, который она так старательно делала, ну, не вывесили на доску почета. А у Маши вывесили. И это было для нее, понимаете, целая трагедия. Мне тогда, честно сказать, хотелось и обнять ее, и… ну, наверное, купить ей целую фабрику по производству рисунков! Я тогда подумала: «Божечки, сколько же этих маленьких, но таких важных для них, трагедий происходит каждый день?»

И вот тут самое главное, на мой взгляд, – это не обесценивать. Не говорить: «Да брось, это же ерунда!» Для них это не ерунда. Это целый мир рухнул. Важно просто быть рядом, послушать. Не допрос с пристрастием, а такое, знаете, легкое «как прошел твой день, солнце мое?» А потом можно и предложить что-то. Например:

  • «А давай мы твой рисунок повесим на холодильник? Он же такой красивый!»
  • «Может, хочешь нарисовать еще один, еще лучше, для кого-то особенного?»
  • «Иногда так бывает, что кого-то не замечают, но это не значит, что ты плохо сделал. Просто сегодня так звезды сошлись.»

Это ведь про то, чтобы научить их не сдаваться после первой же неудачи. Не всегда всё будет идеально, и это нормально. Главное – продолжать пробовать.

Маленькие шаги к большой уверенности

Вот Дима, он у меня, казалось бы, такой крепыш, но в первом классе, бывало, зажимался. Стоит у доски, а слова, ну просто, как будто приклеились к языку. А дома-то он такие басни рассказывал! Ну, вот как тут быть? Я тогда придумала такой, ну, немного абсурдный, но рабочий метод. Мы как-то с Виолетой играли в «школу наоборот»: я ученица, она учитель. И я «боялась» отвечать, а она меня «учила», как надо. Ну, такой абсурд, конечно, но она так хохотала! А потом сама, глядишь, и смелее стала.

А с Димой мы перед каждой контрольной, или когда он должен был что-то рассказывать, проводили «зарядку карандаша». Он свой любимый карандаш, такой, знаете, с космическим кораблем, тер об мой локоть и приговаривал: «На удачу, на удачу, на удачу!» Ну, глупость, конечно, но ему это так помогало! Это был его маленький ритуал, который давал чувство контроля, что ли. А потом, когда он чувствовал себя увереннее, мы от этого ритуала потихоньку отошли. Суть-то не в карандаше, а в том, чтобы дать ребенку точку опоры, даже если она такая, ну, немножко выдуманная.

Важно хвалить не просто за результат, а за приложенные усилия. «Ого, ты так старался над этим заданием, я вижу, как ты потел!» А не просто «Молодец, пятерка!» Потому что пятерка может быть сегодня, а завтра четверка. А старания – это то, что всегда с ними.

Дружба, учителя и родительский компас

Ох, а эти школьные дружбы-недружбы! Помню, как-то Виолета пришла и говорит: «Меня Маша не позвала играть в классики!» А я сижу, Ксюша на руках, ну, думаю, классики… Боже мой, это же целая драма! И опять же, не отмахиваться. Поговорить. «А почему, как ты думаешь? Может, Маша просто забыла? Или у нее уже была другая игра?» Учить их анализировать ситуацию, а не просто обижаться.

И, конечно, учителя. Это наши союзники, а не враги. Я сама воспитатель, и знаю, как важно, когда родители на твоей стороне. Не наездами, а так, по-человечески. «Марья Ивановна, добрый день! Ну, как там наш Петя? Может, что-то подсказать, на что обратить внимание?» Иногда, знаете, они такие вещи расскажут, что сам бы век не догадался. Например, что Виолета, оказывается, очень сосредоточена на уроках, но стесняется поднимать руку, хотя все знает. И тогда уже можно дома поработать над этим.

Дом – это, знаете ли, не филиал школы, где продолжается допрос. Это место, где можно выдохнуть, где пахнет пирогами (ну, или, в моем случае, иногда просто кофе и свежевыглаженным бельем), и где тебя любят просто так. Коля у меня, бывает, после смены приедет, уставший, а дети к нему бегут, обнимают. И он, хоть и спит на ходу, все равно спросит: «Ну, как там у вас, бандиты, день прошел?» Это, знаете, дорогого стоит. Это и есть та самая подушка безопасности, которая помогает им справляться со всеми школьными качелями.

Иногда мне кажется, что мы, родители, как те самые лоцманы на корабле. Не рулим вместо них, нет. А просто держим курс, чтобы штормом не снесло. Ну, и чтобы берег всегда был виден, хоть иногда и в тумане, и чтобы они знали: мы рядом. Всегда.