Ой, ну вот, помню, как моя Виолетка, ей сейчас девять, пришла из первого класса, и глаза такие… ну, прям как у олененка Бэмби, знаете? Спрашиваю: «Что случилось, солнышко?» А она мне: «Мама, я не знаю, как правильно держать ручку!» И тут я понимаю – вот оно, начало, как говорится. Первый стресс, который, казалось бы, такая мелочь, а для ребенка – целая катастрофа.
Мы, родители, ну, чего греха таить, часто ждем от школы, что она сразу сделает из наших чад маленьких Эйнштейнов. А по факту – это же просто новый этап, где проверяется на прочность не только ребенок, но и мы сами. Особенно в возрасте 7-10 лет, когда они, вроде, уже не малыши, но еще и не подростки, такие, знаете, на распутье.
Вот, например, страх отвечать у доски. У меня Виолетта, да и Димка, когда поменьше был, оба через это прошли. Димка, мой старший, ему сейчас двенадцать, так он вообще однажды притворился, что у него болит живот, лишь бы не выходить к доске по русскому. А Виолетка? Она, бывает, сидит, молчит, хотя знает ответ. Я как воспитатель, честно скажу, вижу это постоянно. Дети боятся ошибиться, боятся насмешек, боятся, что их не поймут. И тут главное – не давить, а поддержать. Вот, ну, прям как хрупкий росток, который только-только пробился к солнцу.
Что я делаю? Да ничего сверхъестественного, слушайте. Просто разговариваю. Спрашиваю не «Какую оценку получила?», а «Что интересного сегодня было? Что нового узнала?». Иногда, когда она совсем скисает из-за какой-нибудь четверки, я ей говорю: «Слушай, а вот ты помнишь, как мы пекли тот ужасный кекс, который сгорел? Ну и что? Зато теперь знаем, как не надо делать! Вот и с оценками так же – это просто подсказка, куда еще посмотреть». И, вы знаете, это работает!
Иногда мне кажется, что вся эта школьная адаптация – это как попытка собрать конструктор из тысячи деталей, причем инструкция где-то потерялась, а одна деталь вообще от другого набора, ну, например, от космического корабля, хотя мы строим замок. Забавно, да? Но вот так и бывает. Ребенок пытается найти свое место в этой новой системе, а мы – помочь ему.
А еще концентрация внимания… Ох, это отдельная песня! Особенно когда дома Ксюша, моя младшенькая, ей всего годик, ползает и пытается стащить фломастеры прямо из-под носа Виолетты. Тут уж, ну, попробуй сосредоточься на задачах по математике! Мы вот иногда устраиваем «тихий час» для старших, когда Ксюша спит. Или я стараюсь быть рядом, просто так, посидеть, почитать свою книгу, чтобы Виолетка чувствовала мое присутствие, но без давления.
И, конечно, общение с учителем. Это, мне кажется, половина успеха. Не с претензиями, а с вопросами, с пониманием. Ведь учитель – это тоже человек, и ему важно видеть, что родитель заинтересован, а не просто свалил ребенка в школу и забыл. Вот, ну, прям как с соседями в Одинцово – если ты сам открыт, то и тебе навстречу пойдут.
Помню, как-то Виолетка так переживала из-за контрольной по математике, что даже во сне шептала: «Семь плюс восемь… пятнадцать, пятнадцать…» Я ее обнимала, а она пахла так, знаете, вот этим детским шампунем с яблоком и немножко новым учебником. И вот в такие моменты Николай, мой муж, он же у нас таксист, так вот он говорит: «Да ну их, эти двойки, главное, чтоб человеком вырос хорошим!» И ведь, ну, он прав, черт возьми, абсолютно прав!