Когда страх перед доской парализует что делать

Девочка у доски

Ох, эти школьные годы, да? Кажется, вот только вчера мой старший, Димка, бегал с машинками, а уже двенадцать ему, и скоро старшая школа, ужас. А Виолетка, моя девятилетняя непоседа, сейчас как раз в том самом возрасте, когда школа — это уже не просто игры и новые друзья, а, ну, знаете, такая серьезная проверка на прочность. И вот эта проверка, она, эх, касается не только оценок, но и, что греха таить, самооценки, уверенности в себе. Особенно остро это чувствуется, когда дело доходит до, ну, например, доски. Или, точнее, до того момента, когда учитель вызывает тебя к этой самой доске…

Помню, как Виолетка как-то пришла домой, глаза на мокром месте, и, знаете, вот этот запах мокрой осенней листвы, который пробивался в открытую форточку, он почему-то до сих пор ассоциируется у меня с ее слезами тогда. Спрашиваю: «Что случилось, солнышко?» А она мне, всхлипывая, выдает: «Мама, я… я не могла сказать!» Оказалось, Марина Петровна, их учительница по окружающему миру, спросила про круговорот воды в природе. Виолетка знала! Ну, я-то знаю, мы ж с ней вечером книжку читали, мультик смотрели. Но вот встать и рассказать… Ступор, понимаете? Как будто язык прилип к нёбу, а ноги, ну, как ватные стали, и сердце так колотится, как отбойный молоток у Николая на стройке, когда он там что-то чинит.

И таких Виолеток, знаете, ой, сколько! И не только в Одинцово. Это же, ну, такая распространенная штука. Мы, взрослые, часто думаем: «Да что там такого? Вышел, рассказал, получил оценку». А для ребенка это, порой, целая катастрофа. Вот представьте, вам нужно выйти перед сотней людей и рассказать то, что вы, может, и знаете, но вот как-то неуверенно. Чувствуете? Вот-вот. Только у ребенка это умножается на сто, потому что для него учитель — это авторитет, а одноклассники — это целый мир, который может как поддержать, так и, ну, засмеять, да? И страх этот, он такой, знаете, липкий, как карамель, которую Ксюшка недавно размазала по всему столу. Вроде и сладкий, а фиг отмоешь.

Почему так происходит и как распознать?

Причин может быть масса, честно говоря. От банальной неуверенности в себе до более глубоких переживаний. Иногда ребенок просто боится ошибиться, получить плохую оценку. А иногда, и это, кстати, очень часто бывает, он боится быть смешным, не таким, как все. Ну, или там, что друзья отвернутся, если он вдруг что-то не так скажет. Вот Димка, например, когда он был в классе третьем, ну, очень переживал из-за математики. Он, вроде, понимал все, но как только к доске — все, ступор. И вот этот его страх, он прямо физически ощущался. Помню, как у него ладошки потели, а голос становился таким тоненьким-тоненьким, как струнка.

Как понять, что ребенок испытывает такой страх? Ну, вот самые частые звоночки:

  • Жалуется на боли в животе или головные боли перед школой или конкретным уроком. Это такое, знаете, психосоматическое.
  • Начинает избегать разговоров о школе, об учителях, о предстоящих уроках.
  • Становится раздражительным, плаксивым или, наоборот, замкнутым.
  • Плохо спит, снятся кошмары.
  • Ну, и самое очевидное — прямо говорит, что боится отвечать у доски, или у него «язык отнимается».

Что можно сделать, чтобы помочь?

Первое и самое главное — не обесценивать! Никаких «да что ты выдумываешь!» или «это же ерунда». Для ребенка это не ерунда, это целый мир рушится. Нужно слушать, прям вот внимательно-внимательно, как будто вы слушаете самую интересную сказку на свете. А потом:

1. Создайте безопасную атмосферу дома. Пусть дом будет тем местом, где его всегда примут, поймут и поддержат. Где можно ошибаться, и за это ничего не будет. Играйте в школу, но наоборот: пусть он будет учителем, а вы – учеником. И специально, ну, так, понарошку, делайте ошибки, чтобы он вас поправлял. Это, знаете, так здорово поднимает самооценку! А потом поменяйтесь ролями.

2. Практикуйтесь. Но не так, как будто вы его экзаменуете. А, ну, вот, например, во время ужина. Спросите: «Расскажи, что интересного сегодня было?» Или «А ты помнишь, как там про этих динозавров?» Пусть он тренируется говорить, строить фразы, пересказывать. Можно даже предложить ему, ну, так, в шутку, представить, что он ведет свой собственный блог, и ему нужно рассказать что-то своим подписчикам. Ксюшка вот, например, очень любит, когда я ей книжки читаю, а потом прошу ее «рассказать» про картинки. Она, конечно, пока только «агу» и «бум-бум», но это же тоже своего рода тренировка, правда?

3. Фокусируйтесь на процессе, а не на результате. Не «какую оценку получил?», а «что нового узнал?», «что было самым интересным?». Объясните, что ошибка — это не конец света, а просто, ну, такая ступенька к новым знаниям. Что даже самые умные люди ошибаются. И, кстати, я тоже часто ошибаюсь. Вот недавно, например, перепутала соль с сахаром, когда борщ варила. Николай потом смеялся, а я думаю, ну, зато опыт, да? Главное, не бояться признать ошибку.

4. Поговорите с учителем. Это очень важно! Но не с претензиями, а, ну, так, по-дружески. Объясните ситуацию, попросите поддержки. Хороший учитель всегда пойдет навстречу, предложит, может быть, какие-то варианты. Например, начать с ответов с места, или давать небольшие задания, где нужно просто прочитать что-то вслух.

5. Развивайте уверенность в себе в других сферах. Может, ваш ребенок отлично рисует, или собирает конструкторы, или, ну, вот, здорово помогает по дому. Хвалите его за это! Пусть он видит, что он ценен и важен, что у него есть свои таланты. Это, как ни крути, переносится и на школьные успехи. А еще, знаете, очень помогает спорт. Димка вот ходит на футбол, и там, ну, такая командная работа, он чувствует себя частью чего-то большого, и это очень круто.

Конечно, это все не панацея, и не бывает такого, что вот раз-два, и все проблемы исчезли. Это процесс, долгий, порой, нудный, но оно того стоит. Помните, что главное — это не идеальные оценки, а счастливый ребенок, который с удовольствием идет в школу. И который не боится, ну, вот так, поднять руку и сказать: «Я знаю!» Или даже: «Я не знаю, но хочу понять!»

Моя Ксюшка вот сейчас ползет к комоду, тянется к какой-то игрушке. Упадет, поднимется, снова ползет. И так раз за разом. Ей же не приходит в голову, что она там как-то не так ползет или что она упала. Она просто идет к своей цели. Может, нам, взрослым, стоит иногда брать пример с таких вот маленьких исследователей?