Ох, утро, знаете, оно такое… особенно, когда за окном дождичек моросит, а Николай уже уехал на своей ласточке-такси. Тишина, почти. Ксюша спит, Дима, наверное, в онлайн-игре завис, а вот Виолетта – она как раз в том возрасте, когда школа это уже не просто «побегать с подружками», а что-то, ну, серьезное. С оценками, со всеми этими «а что подумает Марья Ивановна».
И вот я смотрю на Виолетту, ну, и вспоминаю себя, и своих садиковских подопечных, когда они из крох вдруг бац! – и уже второй класс, или третий. И эти цифры в дневнике начинают давить. Прямо как кирпич на грудь. Помню, Виолетта как-то пришла домой, в глазах слезы – не от боли, а от обиды. За тройку по математике. А ведь она так старалась! Прям сидела, решала, пыхтела.
Когда оценка не приговор, а просто точка на карте
И тут, я считаю, важно вот что понять: ну, оценка это не конец света. Это просто, ну, как светофор. Красный – значит, надо еще посмотреть, желтый – почти молодец, зеленый – ура! Но ведь это не значит, что ты плохой водитель, если попал на красный, правда? Вот и я Виолетте говорю: «Виолетта, милая, главное, что ты поняла, где ошибочка закралась. А что там в дневнике, ну, это для Марьи Ивановны, чтобы она знала, над чем еще поработать.» Мы с ней, кстати, придумали такую штуку. Расстроилась из-за оценки? Идем на кухню, печем лимонные кексы. Запах лимона, знаете, он такой… сразу настроение поднимает, и «двойки» уже не так страшны.
- Не ругайте за плохие оценки. Лучше спросите «Что было сложно?» или «Как я могу помочь?».
- Отмечайте усилия, а не только результат. «Ты так долго сидел над этой задачей, молодец!»
- Превратите «исправление» в игру. «Давай посмотрим, сколько ошибок мы сможем найти вместе, как настоящие детективы!»
Эх, вот так и живем. А иногда, знаете, когда совсем уж грустно, я ей рассказываю, как я сама в школе, ну, один раз, помню, в третьем классе, на контрольной по русскому словарное слово «аккуратный» написала как «акуратный». И тоже расстроилась! Но потом же научилась, правда?
Друзья, учителя и сложный мир школьных отношений
А еще школа – это же не только про уроки, это про людей. Про одноклассников, про учителей. И вот тут, конечно, бывает всякое. Помню, Виолетта как-то пришла со школы, ну, и говорит, что ее подружка, Лиза, ну, та, с рыжими косичками, не захотела с ней играть на переменке. Это же, ну, целая трагедия для ребенка! Я сначала, честно говоря, растерялась. Что тут скажешь? Сказала ей: «Ну, Виолетта, может, Лиза просто устала или хотела побыть одна? А ты попробуй завтра ее спросить, может, она захочет с тобой играть в «Классики».» И, представляете, на следующий день они снова были неразлучны. Иногда, ну, вот, надо просто дать ребенку, эх, ну, вот, возможность самому разобраться, но при этом быть рядом.
С учителями тоже бывает. Кто-то строгий, кто-то помягче. Я, как воспитатель, ну, и сама понимаю, что у каждого свой подход. Главное – научить ребенка уважать, но и не бояться. Вот, кстати, про страх отвечать у доски. Ой, это же прям бич! Сколько детей, даже зная ответ, молчат, потому что боятся, что засмеют или, ну, вот, ошибутся. У нас, кстати, во дворе, есть мальчик, Артемка, он в третьем классе. Так вот он так боялся! Мы с его мамой придумали: пусть он дома «репетирует» перед игрушками. Или, ну, вот, перед своим котом Барсиком. Смешно, конечно, но работает! Он потом в школе уже не так сильно боялся.
- Поощряйте открытый разговор о друзьях и учителях. «Кто сегодня тебя удивил?» «Что хорошего случилось на уроке?»
- Учите ребенка решать конфликты мирным путем. «Как ты думаешь, что чувствует другой человек?»
- Для преодоления страха отвечать: предложите ребенку «тренироваться» дома. Пусть он расскажет вам о чем-то интересном, как будто отвечает у доски.
Ну, и не забывайте, что учитель – это тоже человек, со своими заботами. Иногда, если есть какая-то проблема, лучше просто, ну, вот, спокойно поговорить. В конце концов, мы же все хотим одного – чтобы детям было хорошо, правда?
Как не потерять интерес к учебе и удержать внимание
Концентрация внимания… Ой, это вообще отдельная песня! Особенно, когда дома Ксюша ползает и пытается съесть что-то, что несъедобно, а Дима на всю катушку слушает свои рэперские треки. Ну, вот, как тут сосредоточиться на домашке? Я сама иногда, ну, вот, пытаюсь что-то написать в блог, а мысли разбегаются, как тараканы по кухне, когда свет включаешь. Ой, а вы знаете, у меня тут кошка, Муся, так вот она когда-то тоже, ну, очень любила отвлекаться, когда я ее учила сидеть. Прямо как будто у нее в голове свой собственный мультфильм шел. Вот Виолетта, она тоже иногда сидит над учебником, а глаза куда-то в потолок смотрят. Я тогда, ну, предлагаю ей сделать маленький перерыв. Попрыгать, потанцевать под веселую музыку. Или, ну, вот, пойти полить цветы. Смена деятельности, она, знаете, иногда прям спасает.
А чтобы интерес не пропадал… Ну, тут надо быть немного волшебником. Превращать, эх, ну, вот, скучные задания в что-то интересное. Например, если надо выучить стихотворение, мы его не просто читаем, а пытаемся разыграть по ролям. Или, ну, вот, я прошу ее нарисовать картинку к каждой строчке. Или, если нужно что-то запомнить по истории, я ей рассказываю, ну, как будто это сказка, с героями и приключениями. Иногда, знаете, даже абсурдные сравнения помогают. Вот как-то раз, чтобы она запомнила, что Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот, я ей сказала: «Представь, что Солнце – это наш Николай, который сидит за рулем такси, а Земля – это ты, Виолетта, ну, вот, которая крутится вокруг него на заднем сиденье, пытаясь достать конфетку.» Она тогда рассмеялась, и, ну, вот, запомнила!
- Разбивайте большие задачи на маленькие шаги. «Сначала сделаем два примера, потом перерыв!»
- Используйте игровые элементы в учебе. Карточки, викторины, ролевые игры.
- Обеспечьте короткие, но активные перерывы. Попрыгать, потанцевать, попить воды.
- Создайте ритуал начала учебы. Например, стакан воды, проветренная комната, любимая ручка.
И, конечно, ну, вот, самое важное, это чтобы ребенок чувствовал, что его любят, ценят, и что он не один в этом, ну, вот, школьном марафоне. Потому что, ну, как ни крути, а любовь и поддержка – это самый лучший антистресс. Да, вот так.
