Как школьнику снова полюбить учиться

Счастливая девочка читает

Ох, девочки, ну вот скажите, кто из вас не ловил себя на мысли, что школа – это, знаете ли, не только про буквы и цифры, а про целую палитру эмоций, порой таких, что взрослый-то еле выдержит, а тут наши детки? Я вот, сидя сейчас в декрете с нашей Ксюшей, ей годик всего, смотрю на Виолетту, ей девять уже, и прям иногда сердце ёкает. Ну вот, вроде, совсем недавно она бегала с косичками по садику, а теперь – третьеклассница, и столько всего наваливается!

Помню, как-то Виолетта пришла из школы, такая… поникшая. Обычно она порхает, щебечет, а тут – молчит. Я спрашиваю, что случилось, а она мне, чуть не плача: «Мам, я опять „тройку“ получила по математике! У меня никогда ничего не получится!» И вот тут, знаете, внутри всё сжимается. Ну что ты скажешь? Сразу хочется обнять, сказать, что всё ерунда, но ведь это не ерунда для неё, правда? Это её маленький мир рушится. И тут я вспоминаю свои педагогические штучки, ну и, конечно, материнское сердце включается на максимум.

Оценки это не приговор а лишь путевой знак

Самое главное, что я поняла, и что стараюсь донести до своих детей, это то, что оценка – это не клеймо, не приговор. Это, скорее, такой маленький путевой знак, который показывает: «Опа, тут надо бы повнимательнее!» Или: «Молодец, двигаешься в правильном направлении!» Когда Виолетта расстроилась из-за той «тройки», я не стала ругать. Ну зачем? Она и так уже себя накрутила. Мы сели, выпили какао с зефирками, и я просто спросила: «А что именно тебе было непонятно?» И оказалось, что она просто стеснялась спросить у учительницы, а дома, ну вот как-то так, забыла про эту тему. Мы разобрали пару примеров, таких, знаете, где надо было понять логику, а не просто зубрить. И я ей говорю: «Виолетта, ты же видишь, ты можешь! Просто иногда нужно чуть больше времени или другой подход». И вот так, шаг за шагом, мы стараемся убирать этот страх перед ошибкой. А Дима, старший, ему двенадцать уже, так он вообще как-то заявил: «Мам, оценки – это для учителей, чтобы им было удобно. А знания – это для меня!» И, честно говоря, в его словах есть здравое зерно, хоть и звучит немного по-подростковому.

Друзья и учителя: непростая арифметика отношений

Ещё один камень преткновения, это, конечно, отношения с одноклассниками и учителями. Помните себя в школе? Ой, сколько там было всего! И дружба на века, и обиды до слёз. У Виолетты, слава богу, пока всё ровно, но вот у Димы был период, когда он никак не мог найти общий язык с новым учителем по истории, такой, знаете, ну очень строгий дядечка, Павел Петрович. У Димы тогда прям пропал интерес к предмету, он даже домой приходил и бурчал что-то про «несправедливость». Я тогда, честно говоря, немного растерялась. Что делать? Идти ругаться? Нет, это не наш метод. Мы с ним просто поговорили. Я постаралась объяснить, что у каждого человека свой характер, и иногда нужно просто найти ключик. А если совсем никак, то хотя бы научиться уважать чужое мнение, даже если оно тебе не нравится. Ну и, конечно, предложила ему самому попробовать подойти к Павлу Петровичу и задать вопросы, которые его волнуют. И, представляете, помогло! Не сразу, конечно, но потихоньку лёд тронулся.

С друзьями – это отдельная песня. Иногда Виолетта приходит и рассказывает, что кто-то с кем-то не дружит, или что ей не дали поиграть в какую-то игру. Я всегда стараюсь её выслушать, не перебивать, не давать советов сразу. Просто дать ей выговориться, почувствовать, что её понимают. А потом, уже когда эмоции улягутся, мы вместе думаем, что можно сделать. Иногда достаточно просто поменять фокус, иногда – проявить инициативу. А иногда, ну вот чисто по-женски, просто поплакать и забыть. Жизнь, она такая, и в школе это прям миниатюра взрослой жизни, со всеми её радостями и горестями.

Как удержать внимание и не потерять интерес

О, это вообще моя любимая тема, как воспитателя! Концентрация внимания, мотивация… Это же как поймать бабочку в ладошку – вроде есть, а вроде и нет. Особенно когда дома Ксюша ползает, пытается стащить Димины карандаши, а Виолетта пытается сделать уроки под аккомпанемент её радостного визга. Ну вот попробуй тут сосредоточься! Я заметила, что если уроки превращаются в рутину, то всё, пиши пропало. Мозг ребёнка, он ведь не компьютер, который можно просто включить и загрузить информацию. Он как такой маленький, очень любопытный котёнок, который готов играть, но только если ему интересно. И если ему скучно, он просто уйдёт спать или начнёт гоняться за пылинками. Моя задача – сделать так, чтобы пылинки были интересными.

Например, когда Виолетта устает от чтения, мы иногда устраиваем «театральные чтения». Она читает за одного персонажа, я за другого, а Ксюша на полу «аплодирует», ну, или пытается съесть книжку. Смех, конечно, но зато как-то веселее идёт! А ещё, знаете, иногда я специально вбрасываю какую-нибудь нелепую задачку. Например: «Представь, что на нашу кухню прилетели 7 марсиан и каждый принёс по 3 банана. Сколько бананов у нас стало, если Николай вчера купил 12?» Ну вот абсурд же, да? Но Виолетта начинает хохотать, придумывать, какие эти марсиане, и тут же решает задачу, потому что это уже не просто цифры, а целая история. Или вот, когда Дима терял интерес к географии, мы с ним нашли старую карту мира, такую, знаете, пахнущую пылью и приключениями, и начали отмечать на ней страны, где, по нашим фантазиям, мог бы побывать наш таксист Николай. И вдруг география перестала быть сухой наукой, а стала частью нашего семейного приключения.

Не бойтесь экспериментировать, не бойтесь быть немного «неправильными» родителями. Главное – это сохранить ту самую искорку в глазах ребёнка, когда он познаёт что-то новое. Ведь школа – это не только про оценки, а про открытие целого мира, который ждёт, чтобы его исследовали. А мы, родители, ну вот мы такие себе проводники в этом удивительном путешествии. И, знаете, иногда мне кажется, что я сама учусь у них больше, чем они у меня. Вот так вот, сидишь, пьешь свой остывший чай, слушаешь, как Ксюша агукает, а в голове уже зреют новые идеи, как завтра сделать день Виолетты и Димы чуточку ярче и интереснее. И это, пожалуй, самое главное.