Учимся ждать зачем это будущему школьнику

Дети играют настольную игру

Ох, девочки, ну вот скажите, кто из нас не ловил себя на мысли: «Скорее бы уже!»? Я вот, честно говоря, постоянно. Особенно когда Ксюшка начинает требовать «ам-ам» тут же, сию секунду, а я только-только чайник поставила. Этот мир, он какой-то весь такой… быстрый, да? Всё хочется сразу, по щелчку пальцев. И наши дети, они же это впитывают, как губки.

А потом… бац! Школа. И там, знаете ли, всё совсем по-другому. Там надо ждать. Ждать своей очереди, пока Марья Ивановна объяснит, ждать, пока сосед по парте закончит рисовать своего динозавра, ждать, пока прозвенит звонок. И вот тут-то, девочки, и начинается самое интересное – или, наоборот, самое сложное.

Почему умение ждать это суперсила будущего школьника?

Вот представьте, сидит ваш малыш на уроке. Учитель объясняет что-то, ну, например, как писать букву «А». А рядом, допустим, Петя Пуговкин, который уже всё понял и готов бежать на перемену. И ваш ребенок, который, может, ещё не до конца разобрался, начинает ёрзать, отвлекаться… Потому что ждать – это же скучно, да? А вот и нет, не всегда!

На самом деле, умение ждать – это фундамент. Это не просто терпение, это… ну, как бы, такая внутренняя кнопочка «стоп». Она помогает ребенку не перебивать, слушать до конца, доводить начатое до конца. Вот Дима, мой старший, он же такой… живчик. Ему всё надо сразу. Помню, как он в садике, ещё до школы, пытался постоянно вклиниться в разговор воспитателя. Ох, сколько мы с ним тогда работали над этим! И, кстати, не только я, но и наша чудесная воспитательница, Светлана Петровна. Она, помню, говорила: «Дима, сначала послушай, а потом задашь свой вопрос.» И ведь сработало!

Или вот ещё пример. Задачка по математике. Ребенок видит, что она сложная, и первая мысль: «Ой, не могу!» А если умеешь ждать, то есть, дать себе время подумать, не бросать сразу, то, глядишь, и решение найдется. Это же про усидчивость, про концентрацию. Про то, чтобы не выгореть до первого класса, когда тебе кажется, что всё вокруг требует мгновенного ответа.

Как же научить этой «суперсиле»?

Ну, во-первых, это не происходит по щелчку пальцев, это точно. Это такой… процесс, знаете ли, долгий и кропотливый. Как выращивать цветок – поливаешь, рыхлишь, солнышко даёшь. И вот вам несколько идей, которые, ну, как мне кажется, работают.

  • Игры, игры и ещё раз игры! Самые обычные настолки. «Монополия», «Лото», «Ходилки» с кубиком. Там же постоянно надо ждать! Ждать своего хода, ждать, пока другой игрок бросит кубик. И тут важно не дать ребенку сжульничать или расстроиться, если он проигрывает. «Ну, ничего, Виолета, сейчас твоя очередь, и ты обязательно выиграешь!» – это я постоянно говорю своей младшенькой, когда она уж очень переживает из-за проигрыша в «Уно». И, кстати, она уже сама так говорит Ксюшке, когда та пытается выхватить карточки.

  • Маленькие «эксперименты» с ожиданием. Ну вот, например, готовите вы ужин. И малыш просит пирожок. «Хорошо, дорогой, пирожок будет, как только я дорежу морковку. Давай пока понюхаем, как пахнет суп! Чувствуешь, какой аромат? Это лук с морковкой жарятся, ммм…» Или, скажем, вы идете гулять. «Ксюшенька, мы пойдем на детскую площадку, как только Николай вернется с работы и припаркует машину у дома. А пока давай посмотрим в окно, может, увидим, как он подъезжает? Слышишь, как шины шуршат по асфальту?» – это вот прям из нашей одинцовской жизни, когда муж иногда задерживается, и Ксюша начинает скучать.

  • Показывайте пример. Это, наверное, самое сложное. Потому что мы, взрослые, тоже не всегда умеем ждать. Стоим в очереди в магазине, и уже нервничаем. Стоим в пробке на Можайке, и уже ворчим. А дети всё видят, всё слышат. Я вот иногда сама себя ловлю на мысли: «Так, Юля, спокойно. Ксюша смотрит». И прям вот сознательно делаю глубокий вдох, улыбаюсь и думаю о чём-то приятном. Ну, или о том, как бы мне не забыть купить молоко.

  • Разговоры по душам. Иногда просто поговорить. «Знаешь, почему важно ждать? Потому что это помогает нам быть внимательными. Вот если бы ты не подождал, пока я дорасскажу сказку, ты бы не узнал, что случилось с Колобком!» Ну, что-то такое, простое, понятное. И не надо делать из этого какую-то, знаете ли, лекцию. Просто, между делом.

Помню, как-то раз, ещё когда Виолета готовилась к школе, она очень хотела новую куклу. Прям вот до слёз. А я ей говорю: «Виолет, давай так. Вот ты каждый день будешь помогать мне складывать игрушки, и через неделю, если все будет хорошо, мы пойдем за куклой.» Ох, сколько было нытья! Но она справилась. И когда мы пришли в магазин, и она выбрала ту самую куклу – такую, с розовыми волосами и в блестящем платье, – она была так горда! Не просто куклой, а тем, что она смогла дождаться. И, знаете, этот блеск в глазах, он дорогого стоит. Это не про куклу, это про её маленькую победу над собственным нетерпением.

А ещё, мне кажется, важно объяснять, что ожидание – это не всегда наказание. Это может быть и предвкушение! Вот как когда мы ждём Новый год, или день рождения. Это же приятно, да? Когда ты знаешь, что впереди что-то хорошее. И вот эту идею, что ожидание – это часть большого, интересного приключения, тоже можно потихоньку вкладывать в маленькие головки. Ну, вот, например, как я жду, когда мой Николай вернётся с рейса, и мы сядем пить чай с его любимым печеньем «Юбилейное». Это же не просто ожидание, это такой уютный ритуал.

Иногда, знаете, думаю: вот этот навык ждать – он ведь не только для школы нужен. Он и в жизни пригодится. Чтобы не бросаться в омут с головой, чтобы сначала подумать. Чтобы, ну, как бы, не быть таким маленьким, торопливым хомячком, который бежит в колесе, не замечая ничего вокруг. А быть… ну, таким, вдумчивым исследователем, что ли. Который может остановиться, оглядеться, понюхать свежескошенную траву, послушать пение птиц, прежде чем двинуться дальше. Даже если очень хочется бежать.