Ох, привет, мои дорогие! Сижу вот, Ксюша, слава богу, уснула, хоть и не без боя – час укачивала, ей, видите ли, птички за окном мешали. А Дима с Виолеттой на секциях, так что у меня, наконец, минутка тишины. Ну, или почти тишины, Николай, муж, что-то там в гараже гремит, таксист он у меня, сами понимаете, всегда что-то по машине надо подкрутить. А я? Я, значит, с чашкой остывшего кофе и мыслями о наших с вами детях.
Вот приближается школа. Для многих родителей это такой рубеж, знаете? Сразу в голове: «Так, а буквы мы все знаем? А считать до ста умеем? А писать имя без ошибок?» И это, конечно, важно, тут не поспоришь. Я как воспитатель со стажем, да и мама троих, прекрасно это понимаю. Но вот что я вам скажу, и, пожалуйста, не бросайте в меня тапками сразу: это, ну, не самое главное, что ли. Ну, то есть, не единственное.
Когда «не получается» – это не конец света
Помню, как Виолетта, ей тогда лет пять было, пыталась собрать конструктор, который ей Дима, старший брат, на день рождения подарил. Там такой, знаете, ну, типа замок из тысячи деталей. Она сидит, пыхтит, глазки красные, губки трясутся. И вот одна деталь не встает, вторая криво. И тут как раздается: «Мамаааа! У меня ничего не получается! Это самый ужасный замок на свете! Он ломается!»
И что мы обычно делаем? Ну, я, по крайней мере, раньше так делала. Сразу: «Давай помогу! Ну что ты, не переживай!» Хватаешь этот конструктор, быстренько там что-то подправишь, и ребенок такой: «Ой, спасибо, мама!» И вроде бы хорошо, да? Но вот потом, когда в садике или, не дай бог, в школе, он столкнется с чем-то, что сам не может, он что? Он ждет, что кто-то придет и все за него сделает. Или, что еще хуже, просто бросит. Потому что «не получается» для него – это катастрофа, конец света, ну, как будто огромная туча закрыла все солнышко и всё, пиши пропало.
А ведь это же, ну, не так работает в жизни, правда? Важно, чтобы ребенок учился справляться с этими «не получается». Не сразу, не идеально, но пробовать, искать выход. Моя соседка, тетя Валя, всегда говорила: «Если не получается с первого раза, попробуй еще раз. А потом еще. И еще, пока не получится!» Она, кстати, отличная пирожки печет, вот бы сейчас один, с капустой… Отвлеклась, извините.
- Научите ребенка просить о помощи правильно. Не «сделай за меня», а «помоги мне понять, как это сделать». Это как будто даешь ему удочку, а не рыбу, ну, знаете.
- Покажите, что ошибки – это нормально. Вот я иногда, когда готовлю, могу, ну, не знаю, соли переборщить. И что? Смеемся, пробуем исправить, или просто новое делаем. Не катастрофа же, да? Так и с детскими задачами.
- Хвалите за усилия, а не только за результат. «Ого, как ты старался! Вижу, как ты пыхтел над этой башенкой! Молодец!» Это гораздо ценнее, чем просто «Красиво!».
Вот я потом с Виолеттой, когда она с замком мучилась, села рядом. Не помогала, а просто сидела. И говорю: «Виолет, видишь, вот эта деталька, она вот так не хочет. А если по-другому попробовать?» И она сама, сама! Покрутила, повертела – и вуаля! Встала деталька. Глаза у нее загорелись так, как будто она клад нашла, честное слово! Этот момент, когда ребенок сам преодолевает трудность, он, ну, бесценен просто.
Дружить, общаться и не бояться быть собой
Школа – это же не только парты и доски, это еще и целая куча новых людей. Дети, учителя, ну, вся эта суета. И очень важно, чтобы ребенок умел общаться, находить общий язык, ну, и не теряться в толпе. Вот у меня, например, Дима, он такой, знаете, лидер по натуре. Ему бы все организовывать, руководить. А Виолетта, она более мягкая, ей важно, чтобы все были дружны, чтобы никто не ссорился. И вот они, такие разные, учатся взаимодействовать. Иногда, конечно, с криками и слезами, ну, а как без этого? Это же дети!
Помню, как-то раз Дима прибегает из садика, весь такой надутый, как индюк. «Мама, Кирилл не захотел со мной играть в машинки! Он сказал, что мои машинки старые!» Я, конечно, чуть не рассмеялась, ну, что там, машинкам-то всего год был, да и не в машинках дело. Но он же переживает! И тут важно не просто сказать «да ладно, не обращай внимания», а поговорить. «А как ты себя чувствовал? А почему, как ты думаешь, Кирилл так сказал?»
Мы ведь учим их не только складывать и вычитать, но и складывать отношения. Уметь делиться, уметь ждать своей очереди, уметь просить прощения, ну, и, конечно, уметь прощать. Это, наверное, самое сложное, что ли. Вон, Ксения, маленькая еще, а уже пытается у Виолетты игрушки отбирать. И Виолетта, моя хорошая, учится не сразу в крик, а «Ксюша, это мое, давай я тебе другое дам». Прогресс, что я могу сказать!
У нас во дворе, в Одинцово, есть такая детская площадка, там всегда полно народу. И вот я часто наблюдаю: кто-то отбирает лопатку, кто-то не хочет делиться мячом. И родители сразу: «Отдай! Поделись!» А ведь можно же по-другому. Можно учить договариваться. «Спроси вежливо, может, Кирилл даст тебе свою машинку на время?» Или «Предложи Кириллу поменяться на что-то, что ему интересно». Это же, ну, целое искусство – договариваться! И оно пригодится не только в школе, но и, ну, в жизни вообще.
Любопытство – наш главный двигатель
И последнее, но не менее важное – это любопытство. Вот знаете, как дети задают вопросы? Иногда такие, что, ну, сидишь и думаешь: «Откуда он это взял?» Вот Виолетта как-то спросила: «Мама, а почему у папы в такси пахнет бензином, а у меня в кукольном домике – клубникой?» Ну, вот что тут ответишь? Смешно, конечно. Но это же здорово, что они замечают такие детали, что им интересно, почему так, а не иначе.
И очень важно это любопытство не убить до школы. Не превратить учебу в рутину, в «надо», а не в «хочу». Я вот, когда работала в садике, всегда старалась какую-нибудь, ну, такую «изюминку» в занятия добавить. То мы искали «сокровища» по группам, разгадывая загадки (а заодно и буквы повторяли), то строили «космический корабль» из стульев и одеял, а потом «летели» на Луну, изучая планеты. Это же так весело! И дети запоминают лучше, потому что им интересно, им, ну, драйвово, что ли.
Вот сижу я, кофе совсем остыл, а мысли все бегут. Школа – это большой шаг. И наша задача, как родителей, не просто напичкать их знаниями, а, ну, подготовить их к этой новой жизни. Чтобы они не боялись, чтобы были открыты новому, чтобы умели дружить и, главное, чтобы верили в себя. Ну, а уж буквы и цифры, поверьте мне, подтянутся. Главное, чтобы глазки горели, а не потухали от страха перед новой задачей.
Ой, слышу, Николай уже машину заглушил, значит, скоро Дима с Виолеттой придут. Ну, все, побежала я, надо же ужин готовить! А вы подумайте над тем, что я сказала. Может, и у вас есть свои истории? Делитесь в комментариях, очень интересно почитать!
