Ох, девочки, вот уже и лето на носу, а там, глядишь, и сентябрь не за горами. И многие из вас, я уверена, уже вовсю готовят своих пяти-семилеток к первому классу. Буквы, цифры, прописи… это все, конечно, важно, тут спору нет. Но вот как воспитатель с опытом, да и как мама троих, я вам скажу: есть кое-что гораздо важнее всех этих академических премудростей.
Знаете, вот сидишь порой, смотришь на своего ребенка, который пыхтит над какой-то задачкой, над рисунком, над башенкой из Лего, и вдруг – бац! – не получается. И все, руки опускаются, слезы на глазах, а то и вовсе бросает все со словами «Не буду! Не умею!». Узнали? У меня такое, ну, практически ежедневно случается. Вот Ксюша наша, ей всего годик, а как она пытается дотянуться до любимой погремушки, что закатилась под диван! И ползет, и кряхтит, и даже лает иногда (это она так свою досаду выражает, наверное), но ведь не сдается, пока не достанет. А вот Виолета, ей уже девять, до сих пор помню, как она в пять лет расстраивалась, если не могла ровно вырезать какую-то фигурку. Прямо до слез! А Дима, мой двенадцатилетний, когда был помладше, мог часами сидеть над конструктором, если какая-то деталь не вставала на место, но если уж совсем никак – все, в угол его и больше не трогает. И вот тут, девочки, у меня всегда такой внутренний звоночек звенит: «А как же он в школе-то будет?»
Почему «не получается» — это нормально и даже полезно
Школа – это ведь не только про пятерки и похвалы, правда? Это еще и про ошибки, про задачи, которые не поддаются сразу, про то, что не всегда получается быть первым или самым-самым. И вот тут-то и кроется та самая, как я ее называю, «школьная закалка». Умение не сдаваться, когда что-то не выходит, умение пробовать снова и снова – вот это, по моему убеждению, прямо-таки суперсила для будущего первоклассника.
Помню, как-то раз на собрании в садике, еще до того, как я в декрет ушла с нашей Ксюшей, одна мама спрашивает: «Ну как же так, мой Петя сразу расстраивается, если у него не получается ровно провести линию, начинает плакать. Что делать?» А я тогда подумала: ну вот, Петя, милый, а в школе-то таких линий будет… ух! Целая тетрадь! И что, каждый раз плакать? Нет, конечно! Наша задача – научить их, что это нормально, что не все получается с первого раза. И даже со второго. И с третьего, бывает, тоже. Главное – не бросать.
Как тренировать эту «суперсилу» дома?
Я вот, честно говоря, не фанат каких-то специальных «тренингов по усидчивости». Все эти карточки, нудные упражнения… фу, от них ведь и у меня скулы сводит, что уж говорить о детях. Я за жизнь, за настоящие ситуации. За те моменты, когда ребенок сам сталкивается с небольшой проблемой и пытается ее решить.
-
Конструкторы и пазлы. О, это наше все! Вот Николай наш, муж мой, водитель такси, он, когда выходной, любит с Димой и Виолетой собирать какие-нибудь замысловатые штуки. И я вижу, как они пыхтят. Бывает, полчаса ищут нужную деталь, которая, казалось бы, прямо под носом. А бывает, соберут что-то, а оно развалится. И тут главное – не бросаться сразу на помощь со словами «Давай я!». Пусть попробуют сами. Подскажите, если уж совсем тупик, но не делайте за них. Пусть почувствуют этот легкий зуд неудачи, а потом – радость победы, когда все-таки получится.
-
Настольные игры. Мы вот вечерами часто играем. В «Монополию» или в «Лото». И там же как? Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. И это отличный повод проговорить: «Ну ничего, в следующий раз повезет!» или «Ты так хорошо играл, просто сегодня не твой день». Не надо всегда поддаваться. Пусть ребенок знает, что проигрыш – это часть игры. И не конец света. Я вот недавно с Виолетой играла в какую-то новую настолку, где нужно было строить башни из деревянных брусочков. Она так старалась! А потом один неловкий ход – и все рухнуло. Сначала расстроилась, конечно. А потом, знаете, такой глубокий вдох сделала, посмотрела на эту кучу щепок и говорит: «Ну ладно, зато в следующий раз буду умнее!» Вот это, я считаю, победа!
-
Помощь по дому. Да-да, самые обычные дела. Помыть посуду, протереть пыль, помочь замесить тесто для пирога. Вот когда Ксюша спит, я иногда прошу Виолету помочь мне с ужином. Например, почистить картошку. Понятно, что сначала она чистит ее так, что кожуры больше, чем самой картошки. И вот тут важно не начать ворчать: «Ой, дай я сама!». Пусть чистит. Пусть криво. Это ее опыт. Я вот недавно пыталась испечь какое-то модное печенье, и, ну, оно просто не получилось, превратилось в угольки! А запах на кухне стоял такой, что Николай, приехав с работы, сразу спросил: «О, что-то новенькое?» Я тогда посмеялась, ну и что? Зато в следующий раз буду внимательнее к таймеру. Вот и детям так же.
-
Творчество без идеала. Рисование, лепка, аппликации. Не требуйте от ребенка шедевров. Пусть он рисует фиолетовых котов и оранжевые деревья. Пусть его пластилиновый динозавр будет кособоким. Главное – процесс, а не результат. И если что-то не получается, предложите: «Может, попробуем по-другому? А что, если вот так?».
И что в итоге?
Мы, родители, порой так сильно хотим уберечь наших детей от любых невзгод, от малейших разочарований, что бросаемся на помощь при первом же «не получается». Это, конечно, от большой любви. Но иногда, знаете, нужно просто отойти в сторонку и дать им возможность… ну, как бы это сказать… повариться в этом «не получается» немножко. Дать им шанс самим найти выход. Почувствовать, что мир не рухнет, если что-то не вышло с первого раза. Это как учиться плавать: сколько ни читай инструкций, пока сам не окунешься и не попробуешь грести, ничего не выйдет. И вот тогда, когда они научатся справляться с этими маленькими жизненными препятствиями, поверьте, школа им покажется не таким уж и страшным зверем. А скорее, увлекательным путешествием, полным открытий. И они будут готовы к нему не только умом, но и сердцем. А это, по-моему, самое главное.
