Как научить ребенка ладить с другими до школы

Дети играют вместе

Утро. Коля уже уехал, Дима, кажется, только что захлопнул дверь, провоняв всю прихожую своим подростковым «парфюмом», а Виолетка сидит за столом и вдохновенно рисует какую-то, э-э-э, ну, очень сложную схему для своего домика на дереве. А Ксюшка… Ксюшка пока спит. И вот я сижу, значит, с кружкой чуть остывшего чая, слушаю, как за окном где-то вдалеке гудит грузовик, и думаю: ну вот как же быстро время летит, а? Вроде только вчера Виолетка в садик пошла, а уже скоро, вот прямо скоро, она будет первоклассницей. И, знаете, меня в этот момент не буквы с цифрами волнуют. Ну, правда. Куда больше я думаю о том, как она там, э-э-э, ну, уживаться будет. Со всеми.

Вот мы, взрослые, часто же как мыслим? Школа — это учеба, это знания. И, конечно, это важно, никто не спорит. Но ведь школа — это еще и огромный социальный опыт, огромный такой, знаете, плавильный котел, где дети учатся… ну, жить вместе, что ли. Договариваться, дружить, иногда ссориться и мириться, отстаивать себя и уступать. И вот эти вот навыки, они, мне кажется, порой важнее, чем умение быстро читать. Ну, потому что, чего греха таить, с чтением и письмом можно подтянуться, а вот с неумением общаться… это прям проблема, и для ребенка, и для всех вокруг.

Почему социальные навыки важнее оценок

Помню, у меня в группе в садике был мальчик, Матвей. Очень умненький, читал уже давно, складывал в уме быстрее меня, честное слово! Но вот беда: он совершенно не умел играть в коллективе. Если игра шла не по его правилам, он тут же начинал кричать, а то и драться. Или замыкался в себе, сидел в углу, надувшись, как индюк. Ну, и что толку от его знаний, если никто не хотел с ним играть? У него буквально выгорание начиналось еще до первого класса, потому что каждый день был стрессом. Не от учебы, нет. От того, что он не знал, как быть частью чего-то большего, чем он сам. И мы с его мамой долго, очень долго, работали над этим.

Или вот Виолетка. Она у меня, э-э-э, ну, такая, очень эмоциональная девочка. Всегда готова помочь, но если кто-то ее обидит, то держись. Недавно они с подружкой, Лизой, не поделили какой-то, ну, какую-то финтифлюшку на площадке в нашем Одинцово. Прямо до слез дошло! Я, конечно, сразу к ним, хотела разрулить, но тут вдруг увидела, как Лиза, ну, которая постарше на полгода, предложила: «Давай так, ты играешь пять минут, потом я пять минут, а потом мы вместе построим замок». И Виолетка, к моему удивлению, согласилась. Я тогда подумала: вот оно, вот оно самое главное! Умение найти компромисс, умение договариваться, даже если очень хочется, чтобы было только по-твоему.

Как помочь ребенку освоить эти важные умения

Так что же мы, родители, можем сделать? Вот несколько моих, ну, не знаю, наблюдений, что ли, из жизни воспитателя и мамы:

  • Играйте в настолки. Серьезно! Это не просто развлечение, это настоящий тренажер. Вот где учатся ждать своей очереди, соблюдать правила, мириться с проигрышем. У нас дома «Монополия» — это просто полигон для отработки стрессоустойчивости, честное слово! Дима, когда был помладше, мог и доску перевернуть, если банкротился. А сейчас уже, ну, совсем по-другому реагирует, понимаете? Спокойнее. Он даже шутит, когда проигрывает.

  • Поощряйте групповые игры. Не сидение в телефоне, а вот прям во дворе, с другими детьми. Футбол, догонялки, стройка песочных замков. Там же столько ситуаций, где нужно договариваться! Кто будет капитаном? Как поделить команду? Чья очередь прятаться? И пусть они там сами разбираются, ну, конечно, под присмотром. Не надо сразу бежать и разруливать каждую их мелкую ссору. Пусть попробуют сами.

  • Учите выражать эмоции. Это так важно! Не просто «я злюсь», а «я злюсь, потому что ты забрал мою машинку, не спросив». Или «мне грустно, когда ты не хочешь со мной играть». Чем точнее ребенок может назвать свое чувство и объяснить причину, тем проще ему будет найти общий язык с другими. А то бывает, знаете, ребенок просто кричит или плачет, а взрослые не понимают, что происходит, и он сам не понимает.

  • Показывайте пример. Ну, куда же без этого. Дети же как губки. Если мы с Колей, например, дома умеем договариваться, обсуждать что-то, идти на уступки, то и они это видят. Если я на каждом шагу кричу на Колю, что он опять забыл ключи от машины где-то, ну, или там, не знаю, разбросал носки, то чего я жду от детей? Что они будут вежливыми и спокойными? Ага, конечно.

  • Разбирайте ситуации. Не ругайте за ошибки, а обсуждайте. «Что случилось? Что ты чувствовал? Что можно было сделать по-другому?». Вот Виолетка недавно пришла расстроенная, потому что на прогулке в садике ей не дали покататься на любимом самокате. Она, ну, прям очень расстроилась. Мы с ней сели, съели по яблоку, и я спросила: «А ты пробовала попросить? А что, если бы ты предложила сначала покатать кого-то другого, а потом тебе?» Она задумалась. И, знаете, на следующий день уже по-другому себя повела.

Неудачи — это нормально, это часть процесса

Самое главное, мне кажется, это донести до ребенка: ошибаться — это нормально. Не получилось договориться сегодня? Ну, ничего страшного. Завтра получится. Или послезавтра. Главное — пробовать. Помню, как-то раз, еще когда я сама работала в садике, мы строили из кубиков огромный замок. И один мальчик, Петя, очень старался, но у него все время рушилось. Он был в отчаянии, чуть не плакал. И вот тогда подошла его подружка, Маша, и тихонько так: «Давай я тебе помогу, я знаю, как сделать крепче». И они вместе достроили. Вот это, понимаете, бесценный опыт. Опыт поддержки, опыт помощи, опыт того, что не всегда нужно быть первым, но всегда можно быть рядом.

Школа — это не только про то, как хорошо ты умеешь считать или писать. Это про то, как ты умеешь быть человеком среди других людей. Про то, как ты справляешься с тем, что не все идет по плану. Про то, что иногда нужно уступить, а иногда — настоять на своем. И, ну, вот честно, эти уроки начинаются задолго до первого звонка, прямо в песочнице, за столом с настольными играми, и даже, э-э-э, ну, в спорах из-за того, кто первый будет смотреть мультики. И наша задача, как родителей, просто быть рядом, подсказывать, но не делать за них. Давать им эти шишки набивать, чтобы потом, в первом классе, они уже были чуточку, ну, чуточку увереннее в себе и в других. Вот так вот, короче. Пойду, наверное, Ксюшку кормить, а то она уже ворочается, чувствую. А Виолетка, наверное, уже за Димины фломастеры взялась, ой-ой-ой.