Малыш не может усидеть на месте как помочь сосредоточиться

Ребенок играет конструктором

Утро. Чашка кофе дымится на столе, а я пытаюсь поймать мысль, пока Ксюша… ну, вы понимаете. Ей всего годик, но уже сейчас она, как маленький торнадо, исследует каждый уголок нашей однушки в Одинцово. И вот тут-то я вспоминаю наших трехлеток из садика, да и Виолету с Димой в их возрасте. Ох, это было время, когда «усидеть на месте» казалось чем-то из области фантастики, особенно если речь шла о чем-то, что не связано с гонками наперегонки с котом или строительством башни до потолка.

Вот сидишь ты такой, знаешь, пытаешься объяснить малышу, что, ну вот, это вот красная машинка, а эта синяя. А он уже через минуту, бац, и под столом, исследует пылинки или пытается открутить ножку у стула. И ты такой: «Кааак? Мы же только начали!» Знакомо, да? И тут же мысли: «Может, что-то не так? Он что, совсем не внимательный?»

Спокойствие, только спокойствие, как говорил один очень мудрый дядька. Честно говоря, это абсолютно, АБСОЛЮТНО нормально для дошколят. Их мозг, он же не такой, как у нас, взрослых. Он еще, знаете ли, в процессе «стройки». Лобные доли, которые отвечают за внимание, планирование, контроль импульсов – они только-только начинают активно развиваться. Это как если бы вы попросили годовалую Ксюшу написать докторскую диссертацию – ну, абсурд, правда? Так и тут. Трех-пятилетний ребенок просто физически не может долго фокусироваться на чем-то одном. Их мир – это постоянное открытие, и они ловят каждую новую деталь, каждый звук, каждый запах. Это как в том мультике, когда рыбка Дори постоянно забывала. Ну, почти. Только тут не забывает, а переключается со скоростью света.

Как не превратить развитие внимания в пытку?

Я, как воспитатель, ну и, чего уж греха таить, мама троих, повидала всякое. И могу сказать одно: заставлять, кричать, угрожать – это все мимо кассы. Это не работает, от слова «совсем». Ну, то есть, может, на пять минут он и притихнет, но внутри будет кипеть, и никакого развития внимания там не произойдет, только стресс и отвращение к процессу. Помню, как-то раз на собрании в саду одна мамочка, ну такая, очень строгая, рассказывала, как ее Федя должен сидеть за столом и лепить из пластилина ровно полчаса. Полчаса! Я тогда чуть кофе не поперхнулась. Для трехлетки это как для нас с вами сидеть на совещании про квартальные отчеты, когда за окном +30 и море зовет. Невыносимо!

Так что же делать, спросите вы? Вот несколько моих проверенных, как бы это сказать, лайфхаков, что ли. И из профессиональной практики, и из личной, когда я с Димой или Виолетой, еще до Ксюшиных приключений, пыталась что-то эдакое этакое сотворить.

  • Микро-порции внимания. Начните с малого. Пять минут. Вот прямо заводите таймер на телефоне. «Давай, милый, пять минут собираем лего. А потом – бежим, как ветер, до кухни и обратно!» И вот когда он эти пять минут высидел, обязательно похвалите, ну там, поцелуйте в макушку, скажите: «Ух ты, какой ты молодец, так сосредоточился!» Потом постепенно увеличивайте до 7, потом до 10 минут. Но не сразу! Это как тренировка мышц, вы же не начнете сразу с центнера, правда?
  • Игра – наше всё! Серьезно, для дошкольника игра – это воздух. Хотите, чтобы он собрал игрушки? Превратите это в соревнование: «Кто быстрее соберет красные кубики? А теперь синие!» Или: «Давай представим, что мы пожарные, и эти игрушки – наши сокровища, которые нужно спасти от огня и отнести в безопасное место – в ящик!» У меня Виолета обожала играть в «тайных агентов», которым нужно было тихонько собрать все «улики» (разбросанные карандаши) и спрятать их в «сейф» (пенал). Работало на ура!
  • Включаем все сенсоры. Чем больше чувств задействовано, тем лучше. Лепим из пластилина – пусть он будет ароматным (есть такие, да!). Рисуем – пальчиковыми красками, чтобы можно было потрогать. Собираем пазлы – пусть они будут с разными текстурами. Помню, как-то в саду мы делали аппликации из разных круп – гречки, риса, гороха. Дети были в таком восторге, что не только наклеивали, но и нюхали, и трогали, и даже пытались попробовать на зуб (ну, тут надо быть начеку, конечно). Но зато внимание держалось, как приклеенное!
  • Движение – это жизнь, и фокус тоже! Не пытайтесь приковать ребенка к стулу намертво. Между задачами – обязательно двигательная пауза. Попрыгать, поприседать, пробежаться. Николай, мой муж, вечно смеется, когда я говорю: «Ксюша, давай потанцуем!» – а потом пытаюсь объяснить ему, что это, дескать, элемент «динамической паузы». Ну, он-то таксист, ему важнее, чтобы машина ехала, а не прыгала. Но для детей это так важно! Мозг насыщается кислородом, тело разминается, и потом снова можно немного посидеть.
  • Выбор без выбора. Помните, я говорила про автономию? Тут немного другое. Дайте ребенку выбрать из двух-трех вариантов. «Мы будем рисовать или лепить? А может, почитаем эту книжку про слоненка или про динозавров?» Чувство, что он сам принял решение, очень мотивирует. И, кстати, повышает шансы, что он дольше этим займется.
  • Минимум отвлекающих факторов. Ну, это очевидно, но иногда мы забываем. Уберите все лишнее со стола, выключите телевизор, уберите подальше планшет. Пусть в поле зрения будет только то, чем вы собираетесь заниматься. А если соседи за стеной вдруг решили устроить концерт дрели… ну, тут уж только терпение, или можно попробовать переключиться на что-то, что заглушит этот звук, например, включить спокойную музыку.

Не гонка, а марафон с остановками на мороженое

И самое главное, наверное, это наше собственное отношение. Если мы сами сидим, уткнувшись в телефон, а от ребенка требуем концентрации, то, ну, сами понимаете, это немного лицемерно, что ли. Я вот иногда ловлю себя на мысли: «Ой, а я ж хотела статью дописать, а уже в ленте новостей зависла». Так что, коллеги по родительству, давайте подавать пример. Или хотя бы притворяться, что подаем. Шучу, конечно. Но доля правды в этом есть.

Это не гонка, девочки и мальчики. Это марафон, но такой, знаете, с частыми остановками на мороженое и весёлые прыжки. Главное – не сдаваться, быть терпеливыми и помнить, что каждый ребенок уникален. Кто-то, как Димка в детстве, мог часами собирать конструктор, а Виолетта – только пять минут, а потом ей нужно было обязательно порисовать, а потом снова побегать. И это нормально. Просто ищите свои ключики к их маленьким, но таким бездонным мирам.