Ох, уж эти наши маленькие «я сам»! Знакомо, да? Вот честно, иногда кажется, что весь мир крутится вокруг этой фразы. У меня вот дома – три таких «я сама», правда, в разном возрасте. Но Ксюша, ей всего год, уже пытается ложку отобрать, когда я ее кормлю. А Виолета, ей сейчас девять, но я прекрасно помню, как в три-четыре года она могла часами пытаться застегнуть пуговицы на кофте. И не дай бог помочь! Это ж был конец света, натурально.
Вот сидишь ты, значит, на кухне, варишь что-то, а тут твой маленький трехлетний ураган заявляет: «Мама, я сам! Я сам хочу налить себе сок!» И ты, конечно, с одной стороны, радуешься – вот, какой молодец, инициатива! А с другой… ну, знаете, это же будет лужа. Большая. Липкая. Прямо вот на твой свежевымытый пол, а потом еще и на кота, который мирно спал под столом. И тут начинается внутренняя борьба: поддержать или все-таки спасти кота и пол?
Как воспитатель, я прекрасно понимаю, насколько важно в этом возрасте (3-5 лет – это вообще золотой фонд инициативы, ребят!) дать ребенку проявить себя. Это не просто «хочу», это «я могу!». Это фундамент будущей уверенности в себе, самостоятельности, умения принимать решения. А как мама… ну, тут уже включаются другие инстинкты, да? Инстинкт чистоты, инстинкт скорости (когда опаздываешь в поликлинику, например), инстинкт сохранения нервных клеток. И вот тут-то и кроется главная ловушка.
Главное не отбить желание
Самое страшное, что мы можем сделать, это постоянно одергивать ребенка, говорить «нет, дай я», «ты не умеешь», «ты испачкаешь». Да, он испачкает. Да, он прольет. Да, это будет не идеально. Но поверьте, эти маленькие неудачи – это такой ценный опыт! Как будто он тренируется быть взрослым, только в миниатюре. Помню, как-то Димка, когда ему было лет пять, решил самостоятельно приготовить себе бутерброд. Достал хлеб, колбасу, сыр… И нож. Обычный, взрослый нож. У меня, честно говоря, сердце в пятки ушло. Но я просто стояла рядом, контролировала, но не вмешивалась. В итоге, он, конечно, намазал масло так, что оно было везде, кроме хлеба, но глаза его… они сияли гордостью! Это бесценно.
Так как же быть? Как поддержать эту искру, не превратив квартиру в поле после битвы? Вот несколько моих личных, проверенных временем и тремя детьми, способов:
-
Дайте выбор, но ограниченный. Вместо «Что ты хочешь надеть?» (что для трехлетки звучит как «выбери траекторию полета на Марс»), спросите: «Ты наденешь красную футболку или синюю?» Или: «Поможешь мне накрыть на стол, поставишь вилки или ложки?» Это дает ощущение контроля, но не перегружает.
-
Разбивайте задачу на мелкие шаги. Хочет сам убрать игрушки? Отлично! «Сначала машинки в коробку, потом кубики в корзину». Кажется очевидным, но для малыша это целая стратегия. А если он справился с одним шагом, похвалите! «Ух ты, все машинки на месте! Молодец!»
-
Обеспечьте «безопасное пространство» для экспериментов. Хочет сам налить воду? Поставьте стаканчик и кувшинчик с небольшим количеством воды в раковину или на поднос. Пусть льет! Да, будет мокро. Но это будет контролируемое мокро. А если хочет помочь с готовкой? У меня есть специальная маленькая скамеечка для Виолеты, чтобы она могла дотянуться до стола. И пластиковые ножи. Ну, вы понимаете. Ой, а еще, помню, как-то Ксения, еще совсем крошка, пыталась достать свой мячик из-под дивана. Ну, который у нас старый, еще от бабушки остался, с такой бахромой. Она кряхтела, пыхтела, а потом как-то изловчилась и достала! Чистая победа, хоть и с пылью на носу.
-
Дайте время. О, это самое сложное, особенно когда куда-то спешишь. Но вот если ваш ребенок застрял на застежке или никак не может надеть ботинок на ту ногу, дайте ему еще минутку. Иногда эти минутки кажутся вечностью, но потом, когда он справится, его улыбка… она стоит всех нервов. Иногда я себя ловлю на мысли, что если бы Николай так медленно заправлял машину, он бы никогда не заработал на нашу ипотеку. Но дети – это другое, совсем другое измерение.
-
Хвалите процесс, а не только результат. «Как здорово ты старался!» или «Ты так сосредоточенно собирал пирамидку!» гораздо важнее, чем просто «Какая красивая пирамидка!». Ведь главное – это усилие, попытка, желание сделать что-то самому.
Когда малыш отказывается
А что делать, если ребенок, наоборот, не хочет ничего делать сам? Сидит, ждет, пока мама или папа все сделают. Такое тоже бывает, и это нормально. Тут важно не давить, а мягко предлагать. «Давай попробуем вместе? Я начну, а ты продолжишь». Или: «Ой, мне так нужна твоя помощь! Без тебя я никак не справлюсь с этой сложной задачей – надо собрать все эти кубики в коробку. Ты ведь такой сильный!» Часто это работает. Дети любят чувствовать себя нужными и сильными. Это как с Николаем, когда он после смены усталый, а я прошу его помочь мне тяжелый пакет из магазина донести. Он, конечно, кряхтит, но идет. Потому что знает – без него я никак. Шутка, конечно, но принцип похож.
Иногда, знаете, смотришь на эти их попытки, на эти маленькие ручки, которые так неуклюже пытаются что-то сделать, и думаешь: ну вот, сейчас он вырастет, и будет сам себе завтрак готовить, и одежду выбирать, и даже, может быть, сам себе шнурки завязывать без десятиминутных истерик. И это будет уже совсем другой человек, с другой уверенностью в глазах. А пока… пока просто дышим глубже, держим под рукой тряпку и наслаждаемся этим удивительным временем, когда каждый пролитый сок – это маленький шаг к большой самостоятельности.
Вот недавно Виолета пыталась сделать домашнее печенье. Ну, как пыталась. Мука была везде – на полу, на столе, в волосах. А уж про лицо я вообще молчу. Зато потом, когда мы все-таки слепили что-то отдаленно напоминающее печенье и испекли его, она с таким аппетитом съела свой «шедевр»! И гордость в глазах… это того стоило, поверьте. Даже если потом пришлось отмывать кухню минут сорок, под аккомпанемент Диминых шуток про «снежную королеву». Эх, дети, дети.