Маленькие вихри эмоций учимся их понимать

Малыш играет кубиками

Ох, эти три года… знаете, это такой возраст, когда ребенок, ну, вот прямо как губка, впитывает всё вокруг. И эмоции, конечно, тут на первом месте! Вот, казалось бы, вчера еще кроха, а сегодня уже такой маленький вихрь, который то смеется звонко, то вдруг, бац, и рыдает, потому что, ну, не знаю, машинка не туда поехала. И ты стоишь, смотришь на это, и думаешь: как же, ну вот как этому маленькому человечку помочь?

Я, как воспитатель, всегда говорю: эмоциональный интеллект — это не просто модное слово. Это фундамент. Если ребенок в 3-5 лет научится понимать, что он чувствует, и, что важно, что чувствуют другие, это полдела. Это же возраст «почемучек» и первой, такой искренней, дружбы. И вот тут, конечно, случаются первые конфликты, первые обиды, первые, ну, такие, знаете, “несправедливости”.

Помню, как-то Виолета, когда ей было… ну, наверное, четыре с половиной, нет, скорее, без пяти минут пять, устроила такой “концерт” из-за того, что её любимый зеленый карандаш, ну вот тот, с блестками, оказался сломан. Мир рухнул! Для нее это была трагедия, понимаете? А я стою, смотрю на этот маленький вулкан, и думаю: ну вот как? Как этому научить? А потом вспоминаешь: а ведь я же сама, ну, вот честно, иногда теряю равновесие, когда устаю или что-то не получается. Так что, эх, понимание — оно двустороннее.

Что же делать? Вот несколько идей, которые, ну, мне кажется, реально работают:

  • «Зеркало эмоций». Играем! Показываем друг другу разные чувства: радость, грусть, злость, удивление. Можно с помощью карточек или просто кривляться. Это так весело, а заодно малыш учится узнавать эмоции на лицах. И свой собственный спектр расширяет, что ли.
  • «Кукольный театр чувств». Берём любые игрушки, пусть они «разыгрывают» ситуации. Мишка обиделся на зайчика, потому что тот не поделился морковкой. Что чувствует зайчик? А мишка? Как им помириться? Запах старых плюшевых игрушек, он такой особенный, сразу переносит в детство, и тебе самой легче включаться в эту игру.
  • «Уголок спокойствия». У нас дома, да и в саду, всегда есть такое местечко. Подушечки, мягкий плед, любимая книжка. Когда чувствуешь, что «накрывает», можно пойти туда, подышать, успокоиться. Никто не ругает, просто даем возможность «остыть». Иногда, знаете, даже просто посидеть в тишине, слушая, как за окном шуршит ветер, уже помогает.

И еще, не забывайте про самостоятельность. Разрешайте малышу самому выбирать одежду (ну, пусть даже это будет зеленая кофта с красными штанами!), помогать на кухне, поливать цветы. Это же так важно для их самооценки! Чувство «я сам!» – оно бесценно. Да, будет криво, будет долго, но это же его опыт. И вот это легкое касание его маленькой, неуклюжей ручки, когда он пытается застегнуть пуговицу, — это такой, знаете, момент гордости.

В общем, дорогие мои, помните: наши дошколята — это не просто дети. Это маленькие люди, которые учатся жить, дружить, чувствовать. И наша задача — быть рядом, поддерживать, направлять. И, конечно, любить. Очень сильно любить, несмотря на все их «почему» и «хочу прямо сейчас».