Ох, эти наши дошколята! Помню, как Виолетта, когда ей было где-то четыре, ну вот просто наотрез отказывалась надевать шапку, которую я ей выбрала. Стоит такая, ручки в боки, и губа дрожит. «Мама, я хочу эту, зеленую, с блестками!» А на улице, знаете, минус пять, и та зеленая шапка ну совсем не по погоде. И вот стоим мы, значит, в прихожей, и я понимаю, что это не просто каприз. Это ее маленькое, но очень важное «Я» просыпается. Она хочет сама решать, сама выбирать. И это, девочки, ой как важно!
Мы, родители, часто ведь как? Хотим лучшего. Быстрее, удобнее, правильнее. Сами завяжем шнурки, сами выберем одежду, сами положим игрушки на место. И, казалось бы, ну что тут такого? Но вот в этом «сами» и кроется ловушка для их самостоятельности. Как воспитатель с опытом, я точно знаю: чем больше мы даем малышам свободы, тем увереннее они себя чувствуют. Тем лучше они учатся справляться с трудностями, тем крепче их эмоциональный интеллект, между прочим!
Вот взять, к примеру, какой-нибудь обычный день в садике. Или дома, неважно. Ребенок в возрасте 3-5 лет – это же настоящий исследователь! Он все хочет потрогать, понюхать, попробовать на зуб. Помню, как-то раз один мальчик, Артемка, в группе, ну вот очень хотел сам нарисовать дом. А у него не получалось, ну, как он хотел. И он так расстроился, аж до слез. А я что? Я не стала исправлять его рисунок. Я просто села рядом и говорю: «Слушай, Артем, а что если попробовать вот этим карандашом? Он такой яркий, как солнышко». И он, знаете, сам взял, попробовал, и вроде бы мелочь, а глаза загорелись! Это ведь не про идеальный рисунок, а про опыт, про осознание, что он сам может. И про то, что его попытки ценны.
Так что, милые мои, давайте дадим нашим маленьким гениям чуть больше воздуха. Вот несколько идей, как это сделать, ну, без лишних нервов, конечно:
- Выбор без выбора: Вместо «Что ты будешь есть?» (когда в холодильнике только суп и каша) предложите: «Будешь суп или кашу?» Два варианта – и ребенок чувствует, что он сам принял решение.
- Маленькие помощники: Позвольте им помогать по дому. Пусть это будет неидеально, ну и что? Ксюша пока мала, но Виолета уже прекрасно справлялась с поливом цветов или протиранием пыли. А Дима, когда был маленьким, так гордился, что сам мог свою кроватку заправить! Конечно, это занимало больше времени, чем если бы я сама, но его глаза, полные гордости, того стоили.
- Право на ошибку: Да, они будут пачкаться, что-то ломать, ошибаться. Это нормально! Не ругайте, а объясняйте, как можно исправить. «Разлил молоко? Ничего страшного, давай возьмем тряпочку и вытрем вместе».
- Игры по их правилам: Иногда просто посидите рядом и посмотрите, как они играют. Без советов, без указаний. Просто наблюдайте. Вы увидите, какие невероятные миры они создают, какие сюжеты придумывают! Это же их внутренняя работа, их творчество.
Конечно, это не значит, что надо пускать все на самотек. Границы, правила – это святое. Но внутри этих границ – пусть будет свобода. Свобода выбора, свобода действий, свобода быть собой. И тогда, поверьте, они вырастут не просто самостоятельными, а еще и уверенными в себе, инициативными, с горящими глазами. Это ведь то, чего мы все желаем своим детям, правда?