Ох уж эти правила! Дома у нас, ну, свои порядки, да? У каждого свои привычки, свои маленькие ритуалы. И вот ребенок, наш любимый трех-пятилетний вихрь, привыкший к этому уютному мирку, вдруг оказывается в совершенно другой среде. В детском саду, на детской площадке, даже в гостях у бабушки с дедушкой – везде свои, чужие правила. И порой кажется, что наш малыш ну вот совсем не хочет их принимать. Знакомо? Мне, как маме троих и, между прочим, воспитателю на декретном отпуске, это знакомо до боли, и не только по работе, но и по собственному опыту.
Вот, например, Ксюша моя, ей пока только годик, но я уже вижу зачатки ее будущих маленьких бунтов против «надо». А уж когда Дима и Виолета были в этом возрасте… Ой, там такие баталии случались! Помню, как-то Дима, ему тогда было четыре с половиной, наотрез отказался уступать качели на площадке. Прямо вцепился в них, как маленький осьминог. И вот ты стоишь, и вокруг другие родители, и тебе хочется сквозь землю провалиться, а ему, кажется, хоть бы хны. Ну, или Виолета, моя красавица, которая в саду поначалу ну никак не хотела играть в общие игры, если они не по ее сценарию.
Почему это так сложно? Маленькие «я» в большом мире.
На самом деле, это не потому что наши дети вредные или специально хотят нас расстроить. Просто в возрасте 3-5 лет у них очень активно развивается самосознание, и они начинают понимать, что они – отдельная личность со своими желаниями. А тут, понимаете ли, какие-то тети-воспитатели или чужие дети вдруг начинают диктовать, как играть, когда есть, куда ставить машинку. Это же покушение на их только-только зарождающуюся независимость!
Плюс, эгоцентризм – это же нормальная стадия развития. Для малыша мир вращается вокруг него, и понять, что у Васи тоже есть желание поиграть именно этой лопаткой, а у Кати – покататься на качелях, бывает ох как непросто. Это же требует умения встать на место другого, а эмоциональный интеллект, он только-только начинает формироваться. Это как пытаться научить кота играть на пианино – он, может, и гениальный, но пока лапки не приспособлены, ну никак. Правда, потом они вырастают, и уже сами начинают объяснять младшим, что к чему. Вот Дима, например, сейчас Ксюше все время пытается показать, как нужно делиться игрушками, а она, бедная, смотрит на него своими большими глазами и, кажется, думает: «Что этот большой человек от меня хочет?»
А еще, дома-то у нас часто правил поменьше, или они гибче. Ну, не хочет ребенок есть суп – ну, ладно, съешь котлетку. А в саду? Там есть режим, есть правила, есть группа детей, и все должны их соблюдать. И вот этот переход от личной свободы к коллективной ответственности, он, конечно, дается нелегко.
Как помочь им «примерить» чужие правила?
Самое главное – терпение и последовательность. Это, знаете ли, как выращивать редкий цветок: поливаешь, удобряешь, а он все равно порой не цветет, как тебе хочется. Но ты продолжаешь, потому что знаешь – результат будет.
-
Объясняйте, объясняйте и еще раз объясняйте. Не просто «надо!» или «так нельзя!», а «Вася расстроится, если ты заберешь его машинку без спроса, потому что он еще не доиграл». Или «мы ждем своей очереди на горку, чтобы никто не упал и не ударился». Привязывайте правила к последствиям, к чувствам других. Можно даже проиграть ситуации с игрушками дома: «Что почувствует мишка, если зайчик возьмет его кубики без разрешения?»
-
Подавайте пример. Дети – это же наши маленькие зеркала. Если мы сами постоянно нарушаем правила дорожного движения, кричим на соседей или игнорируем просьбы мужа (ну, это я так, к слову, Николай у меня очень терпеливый), то что мы хотим от ребенка? Пусть он видит, как вы уступаете место в транспорте, как вежливо разговариваете с продавцом, как ждете своей очереди в поликлинике. Это работает, поверьте, лучше тысячи нотаций.
-
Играйте в игры с правилами. Дома – это идеальная тренировочная площадка. Настольные игры, даже самые простые, вроде лото или ходилок, учат ждать своего хода, принимать проигрыш (ой, это отдельная тема!), следовать инструкциям. Помню, как Виолета в три года наотрез отказывалась проигрывать в «Мемори». Прямо швыряла карточки! Но мы играли снова и снова, и, знаете, со временем она научилась.
-
Хвалите за соблюдение правил. Даже за маленькие победы. «Молодец, что подождал, пока Катя договорит!» или «Я вижу, как ты стараешься делиться, это здорово!» Положительное подкрепление творит чудеса. Это как маленький, теплый лучик солнца, который помогает семечку прорасти.
-
Разговаривайте о чувствах. И о своих, и о чужих. «Мне грустно, когда ты не слушаешь» или «Я думаю, Васе сейчас обидно». Это помогает развивать эмпатию, а она – ключ к пониманию социальных норм. Ну, и, конечно, дайте им возможность выразить свои чувства. «Я вижу, ты злишься, что не получил эту машинку. Это нормально злиться, но бросать игрушки нельзя».
Иногда, конечно, бывает, что ребенок ну никак не хочет идти на компромисс. Ну вот никак! И ты стоишь, и над тобой висит этот подмосковный воздух, пахнущий свежескошенной травой, а ты думаешь: «Как же быть?» В такие моменты главное – не сдаваться. Возможно, это просто его способ проверить границы, или он устал, или просто сегодня не в настроении. Мы же, взрослые, тоже не всегда идеальны, правда?
Помните, это не битва, а процесс. Долгий, иногда изматывающий, но очень важный процесс формирования личности, которая сможет гармонично существовать в обществе. И наша задача – быть для них маяком, который светит, даже когда на море шторм. А остальное… Ну, остальное приложится. Главное, верить в своих маленьких сорванцов и тихонь. Они обязательно научатся.
