Ох уж это ожидание, да? Мне вот, например, иногда кажется, что у детей в возрасте от трех до пяти лет понятие времени вообще работает по каким-то своим, совершенно особенным законам. Ну вот, скажем, Ксюша, моя младшая – ей, на минуточку, годик всего – уже вовсю освоила слово «дай». И когда она это «дай» произносит, знаете, это не просьба, нет. Это, скорее, такой ультиматум, который должен быть исполнен вот прям сию секунду! А если не сразу, то… ну, вы понимаете, начинается маленький армагеддон местного масштаба.
И ведь это, по сути, только цветочки, а? У дошколят, у наших активных почемучек, этот вопрос встает еще острее, потому что мир вокруг них становится таким, ну, неимоверно притягательным! Каждая новая игрушка, каждая горка на площадке, каждый кусочек печенья – всё хочется получить немедленно, вот прям сейчас. И это нормально, ей-богу! Их мозг, он же так устроен: живет здесь и сейчас, не очень-то умеет планировать на будущее или, там, взвешивать все «за» и «против». Для них «подожди» звучит, как, не знаю, «подожди, пока на Марсе яблони зацветут».
Зачем вообще ждать?
Иногда, признаюсь, стою я такая, значит, на площадке в нашем Одинцово, смотрю на Виолетту, которой уже девять и она, конечно, умеет ждать, но когда-то тоже была такой же нетерпеливой, и думаю: а может, и не надо им так уж сильно ждать? Пусть живут на полную, пусть радуются каждой секунде! Но потом, как воспитатель, да и как мама, я, конечно, понимаю, что без умения ждать ну никак не обойтись. Это ведь не только про вежливость или хорошие манеры. Это, в первую очередь, про саморегуляцию, про умение совладать со своими импульсами, про понимание, что мир не крутится только вокруг меня.
Вот, к примеру, мой муж Николай, он таксист. И он всегда говорит, что в его работе ожидание – это половина успеха. Ждешь клиента, ждешь зеленый свет, ждешь, пока заправят машину… И если бы он не умел ждать, то, ну, сами понимаете, никакой работы бы и не было. Вот и у детей так же, только в их маленьком мире. Ждать очереди на качели, ждать, пока мама договорит по телефону, ждать, пока приготовится обед… Это же всё кирпичики, из которых строится их будущая, ну, такая, взрослая жизнь, где тоже приходится ждать, и довольно часто.
Как же это тренировать, если не хочется?
Так вот, как же мы, родители и воспитатели, можем помочь этим маленьким непоседам освоить это непростое, но такое нужное искусство? Без криков, без давления, а с пониманием и, ну, знаете ли, с долей хитрости?
-
Проговариваем и подтверждаем чувства. Это очень важно. «Я вижу, ты очень хочешь, чтобы я прямо сейчас прочитала тебе эту книжку. Ты так расстроен, что нужно подождать, да?» Когда мы называем их эмоции, ребенок чувствует, что его понимают, и это уже полдела. А потом можно добавить: «Мама допьет свой остывший чай (ох уж этот чай, вечно остывает!), и мы обязательно почитаем!»
-
Учим воспринимать время. Для малышей абстрактное «подожди пять минут» – это что-то из области фантастики. Помогите им визуализировать! Используйте песочные часы, таймер на телефоне с забавной мелодией, или просто говорите: «Мы пойдем гулять, когда стрелочка на часах дойдет до восьмерки», или «после того, как ты доешь суп». Моя Виолетта, когда была маленькой, обожала, когда я говорила: «Подожди, пока я досчитаю до десяти, как в прятках!» И это работало, представляете?
-
Предлагаем занятие во время ожидания. Это не отвлечение в чистом виде, а скорее, способ сделать ожидание продуктивным. «Пока мама готовит ужин, ты можешь построить самый высокий замок из кубиков!» Или «Давай посмотрим в окошко, сколько красных машин проедет, пока мы ждем автобус». Однажды, пока ждали Николая с работы, мы с Димой, когда он был еще дошкольником, придумали игру: кто быстрее найдет на кухне десять предметов, которые начинаются на букву «К». Котлета, кастрюля, карандаш… Было весело, и ожидание пролетело незаметно.
-
Показываем пример. Ну, тут всё просто. Если мы сами вечно дергаемся в очереди, ругаемся на светофоры или перебиваем собеседника, то чего ждать от ребенка? Я вот стараюсь дышать глубоко, когда стою в поликлинике, и говорю вслух: «Ох, как долго, но ничего, подождем, зато потом будем здоровы!»
-
Начинаем с малого и делаем предсказуемым. Не требуйте сразу ждать полчаса. Начните с 30 секунд, потом минута. И очень важна предсказуемость. Если ребенок знает, что после прогулки он всегда моет руки, а потом ест фрукты, то ему легче ждать фруктов, потому что он понимает последовательность.
-
Естественные последствия. Иногда, конечно, это жестко, но действенно. Если не подождешь очереди на горку, то придется уступить место другому. И это не наказание, это просто так работает мир. «Ох, ты не смог дождаться своей очереди на горку, и теперь катается Ваня. Но ничего, в следующий раз попробуем подождать, и тогда точно покатаешься!»
Знаете, иногда я смотрю на малышей, которые пытаются усидеть на месте, и думаю, что терпение у ребенка 3-5 лет – это как попытка поймать радугу в сито: кажется, вот-вот, а она ускользает. Но ведь они же такие умнички! И они учатся. Каждый день. И вот этот процесс, он такой, ну, невероятный. И когда видишь, как твой маленький почемучка, который еще вчера ревел, потому что ему не дали сразу, сегодня уже спокойно ждет свою порцию мороженого, это, знаете ли, такой кайф! Как будто ты не просто мамушка, а, ну, почти волшебница. Ну, или просто очень терпеливая мама и воспитатель. И это, по-моему, дорогого стоит.
