Ох, девочки, ну кто из нас не сталкивался с этим, а? Казалось бы, еще вчера ваш ангелочек мило агукал и тянул ручки, а сегодня… сегодня он превратился в маленького, но очень твердого оппозиционера. На любое ваше предложение, будь то «пойдем кушать», «наденем шапочку» или «почитаем книжку», в ответ звучит решительное, громогласное, ну или иногда такое тихое, но убийственно упрямое «НЕТ!» И вот ты стоишь, такая вся, значит, мама-воспитатель со стажем, в декрете, с этим своим блогом, и думаешь: «Да что ж такое-то?!»
У меня вот Ксюша сейчас как раз в самом разгаре этого, эм… «периода отрицания». Ей всего годик, но характер уже ого-го! Вот, например, на днях. Утро, муж Николай уже на смене, таксует где-то там в Подмосковье, а мне нужно Ксюшу одеть. Я ей предлагаю желтую кофточку с жирафиком. Она смотрит на нее, потом на меня, трясет головой и выдает свое коронное «нееее». Я, значит, думаю, ну ладно, может, жирафик не зашел. Достаю синюю с мишкой. Та же реакция. И вот так, пока я не перебрала половину ее гардероба, она не соизволила, так сказать, «одобрить» зеленый бодик с крокодильчиком. И что самое смешное, потом радостно в нем ползла к игрушкам, как будто это был ее личный выбор, ее великое достижение! А я стою, потная вся, с кучей одежды на полу, и думаю, что вот он, этот самый кризис «я сам», только в миниатюре, с поправкой на возраст.
Почему же они так делают?
На самом деле, это не про то, чтобы нас позлить, хотя иногда очень похоже, правда? Это про развитие. Про то, что малыш начинает осознавать себя как отдельную личность. Он учится понимать, что у него есть свои желания, свои предпочтения. И «нет» – это его первый, ну, такой вот, громкий способ заявить о себе. Это как, знаете, подросток, который вдруг начинает спорить со всем миром, только у малыша еще нет такого словарного запаса, чтобы сформулировать свои мысли. Вот и остается одно универсальное «неееет!»
Мы, взрослые, привыкли к логике, к причинно-следственным связям. А у малыша мир – это большая, неизведанная игровая площадка. Он не понимает, почему нельзя бегать по лужам в новых туфлях или почему нельзя есть песок. Ему просто хочется. И когда мы говорим «нельзя», для него это звучит как «не делай то, что тебе хочется». Вот и весь конфликт интересов. Это как если бы тебе кто-то сказал: «Не смотри на радугу, она слишком красивая!» Ну абсурд же, да?
Как не сойти с ума и помочь крохе?
- **Выбор без выбора, или иллюзия контроля.** Вместо «Будешь есть кашу?» (на что, скорее всего, будет «нет»), попробуйте: «Ты будешь кашу с яблочком или с бананом?» Или: «Пойдем гулять в красной шапочке или в синей?» Дайте ему два, ну максимум три варианта, из которых он выберет. Чувство, что он сам принял решение – это для них очень важно. И да, иногда они выбирают что-то совсем нелогичное, но это их выбор!
- **Замените «нет» на «да, но…»** Вместо «Нельзя трогать розетку!» попробуйте «Розетку трогать нельзя, потому что это опасно, но мы можем поиграть с этой классной коробочкой!» Сразу предлагайте альтернативу, переключайте внимание. Это работает, проверено и на моих старших, Димке и Виолетте, когда они были мелкими, и сейчас с Ксюшей. Помню, как-то Димка в два года ну никак не хотел мыть руки перед едой. Я уже и так, и эдак. А потом говорю: «Дим, а давай сделаем волшебство! Смотри, вода бежит, а мыло… оно умеет прятаться! Попробуй его поймать под водичкой!» И все, игра началась, руки чистые.
- **Смех – лучшее лекарство.** Иногда, когда Ксюша начинает свое «нееее» по сто раз на дню, я просто начинаю смеяться. Ну, не над ней, конечно, а над ситуацией. Или делаю вид, что я ее не понимаю, и начинаю говорить на тарабарском языке, передразнивая ее «нееее». Она сначала в ступор, а потом сама начинает хихикать. И напряжение уходит. Это не значит, что я игнорирую ее чувства, нет. Просто иногда нужно разрядить обстановку.
- **Озвучивайте их чувства.** «Я вижу, ты злишься, что не можешь взять этот нож. Он острый, им можно порезаться. Но вот твоя ложка, она совсем безопасная». Они еще не умеют называть свои эмоции, а мы можем им в этом помочь. Это как учить иностранный язык, только язык чувств.
- **Границы, куда без них?** Да, мы хотим быть мягкими, но границы важны. И они должны быть четкими и последовательными. Если сегодня нельзя прыгать с дивана, значит, и завтра нельзя. Пусть даже будет истерика, но если вы каждый раз будете сдаваться, малыш быстро поймет, что криком можно добиться своего. Помню, как Виолетта в свои два с хвостиком устраивала мне «концерты» в магазине, если я отказывалась покупать очередную безделушку. Один раз, помню, она так разрыдалась, что аж вспотела, и запах клубничной жвачки, которую я ей обещала, чтобы успокоить, смешался с запахом ее слез. Но я выстояла. И в следующий раз, конечно, было полегче.
И еще, девочки, про сон и горшок. Это же тоже такие сферы, где наше «надо» сталкивается с их «нет». С горшком, например. Не хочет – не заставляйте. Предложите, покажите пример, превратите в игру. У меня Ксюша пока еще только знакомится с горшком. Мы его просто ставим в ванной, она иногда сама садится на него, иногда сажает свою любимую куклу Аню. Никакого давления. Считаю, что всему свое время. А со сном, ну тут уж как повезет. Если малыш не хочет спать, а вы видите, что он устал, попробуйте создать ритуал. Сказка, колыбельная, поглаживания. И главное, спокойствие. Ваш внутренний дзен – это лучшее снотворное для малыша, поверьте мне.
В общем, этот период – это не испытание, это… это такой квест, что ли. С кучей неожиданных поворотов, с головоломками, которые нужно решать на ходу. И знаете, что? Он закончится. Когда-нибудь. А пока, давайте дышать глубже, обнимать наших маленьких упрямцев и помнить, что каждое «нет» – это шаг к их большой, самостоятельной жизни. Удачи нам всем, мамочки!