Как создать мир где малыш учится без битв

Малыш играет кухне

Ох, девочки, ну вот скажите, кто придумал, что возраст от года до трех – это «золотое время»? Ну, в каком-то смысле, конечно, золотое, потому что каждый день – на вес золота, столько всего происходит! Но и нервов, знаете ли, он тоже отнимает… золото! Моя Ксюша, ей сейчас годик, это просто маленький торнадо, завернутый в розовый комбинезончик. И все время, вот буквально все время, она что-то исследует, куда-то лезет, что-то пробует. А ты стоишь такая, как цербер, и пытаешься предотвратить мировой хаос.

Помню, как-то утром, Коля уже уехал на такси, Дима с Виолетой в школе, а я пытаюсь хоть кофе выпить. Ксюша, значит, ползет к кухне. Я ей: «Ксюшенька, солнышко, не надо там…» А она уже тянет ручонки к нижнему ящику с кастрюлями. И вот знаете, вроде бы мелочь, но я ж сама воспитатель, и я-то знаю, что нельзя просто «нет» говорить. А что делать, когда она уже одной рукой схватила половник, а другой пытается вытащить самую большую кастрюлю, которая гремит так, что, кажется, стекла в Одинцово дрожат?

Маленькие открытия большой мир

Вот в этот момент я понимаю, что для нее это не «погром», а целое научное исследование! Как звучит металл? А если его ударить? А что внутри этой большой штуки? Она же не ставит цель меня довести, она просто познает мир. И вот тут-то и начинается самое интересное – как направить эту энергию в мирное русло, не подавляя любопытство. Потому что подавишь – и получишь упрямого человечка, который потом будет говорить «нет» на все подряд, просто из принципа.

Я, например, тогда… ну, вздохнула глубоко, конечно. Открыла ей этот ящик с кастрюлями до конца и просто села рядом. И начала комментировать: «Ого, какая большая кастрюля! А это что? Половник? Давай постучим! Бум-бум-бум!» И мы с ней, представьте, сидели и минут десять стучали по кастрюлям. И она была счастлива, и я выпила свой кофе, хоть и остывший. Это не значит, что я ей всегда разрешаю играть с посудой. Но это значит, что я стараюсь понять, что она ищет в этой кастрюле, и дать ей это, но в безопасном и, ну, контролируемом формате.

Помню, Дима в свое время был фанатом разбирать все на части. Ох, сколько пультов от телевизора полегло в неравном бою с его отверткой! А Виолета, та вообще любила все пробовать на вкус. Однажды я нашла ее с куском мыла во рту, она сидела и блаженно его обсасывала, как леденец. И вот тут ты понимаешь, что каждый ребенок – это отдельный мир, и нет единого рецепта, как быть. Но есть одно общее правило: они не делают это назло.

Игры вместо указаний

А что насчет, например, таких «вех», как приучение к горшку или самостоятельное засыпание? Это же целые эпопеи! Вот с Ксюшей мы пока только начинаем горшочные приключения. Я ей купила самый яркий горшок, с мишками и зайчиками, и мы его называем «Ксюшин трон». И вот, знаете, никаких «надо» или «срочно». Просто предлагаем поиграть. «Посадим мишку на трон? А теперь Ксюша попробует?» И если получилось – ура-ура, а если нет – ничего страшного, в следующий раз обязательно получится! Без всяких там «ай-яй-яй». Потому что любая негативная эмоция вокруг этого процесса может отбить желание надолго.

С засыпанием тоже. У нас тут в Одинцово, знаете, иногда такие пробки, что Коля поздно возвращается. И вот ты одна с тремя детьми, и очень хочется, чтобы младшая уснула побыстрее. Но нет, никаких форсирований! Ритуал – наше все. Теплая ванна с пенкой, потом молочко, сказка. И обязательно обнимашки. Не просто «пока-пока, спи», а вот эти пять-десять минут тихого общения, когда весь мир замирает, и есть только запах ее волос, и твое сердце, и ее маленькое дыхание. Это, кстати, не только ей помогает успокоиться, но и мне. Отключиться от всего и просто быть мамой.

  • Создайте «зону исследования»: безопасное место, где малыш может свободно трогать, бросать, стучать.
  • Предлагайте выбор: вместо «не трогай» — «хочешь эту игрушку или эту?»
  • Используйте игровые элементы: «Ксюшин трон» для горшка, «сонные обнимашки» для засыпания.
  • Будьте терпеливы: каждый малыш уникален, и его темп – это его темп.

Границы это не стены

Самое сложное, пожалуй, это границы. Как объяснить маленькому человечку, что вот это – можно, а вот это – ну, совсем никак? Например, когда Ксюша пытается съесть песок на детской площадке. Или когда она упорно пытается выковырять землю из цветочного горшка на подоконнике. Мой маленький агроном, блин! И вот тут я стараюсь не просто «нет» сказать, а переключить внимание. «Ой, смотри, птичка полетела! А кто там спрятался под листиком?» Или предложить что-то взамен: «Землю нельзя, она невкусная, а вот бананчик – вкусный!»

Я вот помню, Виолета в ее возрасте была такой… ну, очень настойчивой. Если она что-то хотела, то это было «хочу» с большой буквы «Х». И тогда я, бывало, срывалась. А потом сидела и корила себя. Сейчас я понимаю, что эта настойчивость – это ее характер, ее сила. И моя задача – научить ее использовать эту силу во благо, а не превращать в упрямство. Это сложно, очень. Иногда я, честно говоря, чувствую себя как тот цирковой дрессировщик, который пытается уговорить львенка не есть зрителей, а просто попозировать для фото. И хочется просто взять и запереться в ванной с шоколадкой, чтоб никто не трогал.

Но потом я смотрю на Ксюшу, на ее сияющие глаза, когда она открывает для себя, что маленький шарик катится, а большой – нет. Или когда она, пыхтя, поднимает свою любимую плюшевую собачку. И понимаю, что это все временно. Эти истерики, эти «нельзя», эти попытки съесть что-то совсем несъедобное. Это все – часть ее становления, ее пути. И наша задача, как родителей, просто быть рядом, поддерживать, направлять, и, ну, иногда просто глубоко дышать и вспоминать, что это любовь. Большая, шумная, иногда сводящая с ума, но такая настоящая любовь.

Иногда я думаю, что этот возраст – это как квест. Каждый день новая загадка, новый уровень. И ты такой, стоишь посреди комнаты, окруженный игрушками, крошками и детским смехом, и думаешь: «Что ж, приступим к очередному приключению!»