Как помочь малышу заговорить простые игры секреты

Малыш играет с кубиками

Ох, девочки, вот сижу я сейчас, Ксюша моя годовалая рядом с игрушками возится, что-то там «бу-бу-бу» себе под нос бормочет, и знаете, это так умилительно! Ей всего годик, а уже так активно пытается с нами общаться. Ну, или хотя бы делает вид, что общается. Иногда мне кажется, что она понимает меня лучше, чем Николай, когда я ему объясняю, где искать потерянные носки. Шучу, конечно! Николай у меня молодец, хоть и таксист, вечно в разъездах, но всегда найдет минутку с Ксюшей поболтать, даже если это просто «Би-би, Ксюшенька, папа приехал!»

Вот знаете, как-то по-особенному я воспринимаю этот период с Ксюшей. Все-таки, третий ребенок. С Димой, моим старшим, ему сейчас уже двенадцать, я, конечно, была такой… ну, «правильной» мамой. Все по книжкам, по расписанию. С Виолеттой, ей девять, уже расслабилась немного. А с Ксюшей? С ней я просто наслаждаюсь каждым моментом, каждым «агу», каждым новым звуком. И, честно говоря, мой опыт работы воспитателем в Одинцовском детском саду, он тут, конечно, очень пригождается. Ведь я вижу, как по-разному детки начинают говорить, и это, ну, совершенно нормально!

Не просто звуки, а целый мир!

Мы, взрослые, часто ждем от малышей прямо-таки полноценных слов, целых предложений. А ведь для них каждый звук, каждый слог – это уже победа, это попытка донести до нас что-то важное. Помню, как Ксюша впервые сказала «ам-ам», когда увидела ложку. Боже, это было круче любого салюта! И ведь это не просто «еда», это целая эмоция, целое желание, понимаете?

Иногда, признаюсь честно, хочется просто выдохнуть и сказать: «Да когда же ты уже заговоришь, моя хорошая?!» Но потом вспоминаю своих подопечных в саду. Один мальчик, Артемка, до трех лет почти молчал, а потом как прорвало – стихи, рассказы, не остановишь! А другая девочка, Алиса, наоборот, с полутора лет щебетала, как птичка. Каждый ребенок уникален, и это, ну, это главное, что нужно помнить.

Игры, которые творят чудеса (без усилий!)

Самое классное, что для развития речи не нужно никаких специальных супер-пупер пособий или дорогих игрушек. Все, что нужно, у вас уже есть – это вы и ваш малыш! Вот несколько простых, но очень эффективных штучек, которые я использую с Ксюшей, да и раньше с детьми в саду:

  • Озвучиваем всё подряд! Вот мы идем гулять. «Ой, смотри, птичка летит – чик-чирик! А вот машинка едет – вжжж!». Моем ручки: «Водичка льется – ш-ш-ш!». Едим суп: «Ням-ням, вкусно!». Проговаривайте все свои действия. Ксюша обожает, когда я комментирую, как она играет с кубиками: «Опа! Упал! Бух!». Это так просто, но так важно!

  • Повторялки-подражалки. Это вообще хит всех времен и народов! Как собачка лает? Гав-гав! А кошечка? Мяу! А поезд? Чух-чух! И неважно, что малыш пока не может это повторить чисто. Главное – слушать и пытаться. Иногда Ксюша так смешно пытается повторить «му-у» за коровой, что мы с Виолеттой просто заливаемся смехом. Ну, а что? Смех ведь тоже объединяет!

  • Книжки-картинки – наши лучшие друзья. Это не просто чтение, это целое приключение! Покажите картинку: «Кто это? Котик! Мяу!». Спросите: «Где котик?». Пусть малыш покажет пальчиком. Не ждите слов, ждите реакции. Мягкие странички, яркие цвета – это же тактильное и визуальное удовольствие! И, кстати, запах новой книжки, он такой особенный, да?

  • Маленький помощник. Давайте малышу простые поручения. «Принеси мячик», «Покажи куклу». Даже если он не произнесет ни слова, он учится понимать речь, соотносить слова с предметами и действиями. А это, поверьте мне, огромный шаг!

  • Музыкальная пауза. Песенки, потешки, пальчиковые игры – это же кладезь для развития речи! «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока»… Ритм, рифма, движения – все это стимулирует мозговую активность и помогает словам «зацепиться».

Секреты общения, которые я подсмотрела

Помимо игр, есть еще кое-что, что, на мой взгляд, ну, просто критически важно:

  • Терпение, терпение и еще раз терпение. Не давите на малыша. Не сравнивайте его с другими детьми. Он заговорит тогда, когда будет готов. Ваша задача – создать благоприятную атмосферу, а не устраивать экзамены.

  • Слушайте! Вот Ксюша что-то там лепечет на своем «тарабарском». Я всегда стараюсь посмотреть ей в глаза, кивнуть, улыбнуться, как будто я все-все поняла. «Да-да, Ксюшенька, ты абсолютно права! Этот зайчик такой мягкий!». Это показывает ей, что ее попытки общаться важны, что ее слышат.

  • Не исправляйте, а повторяйте правильно. Если малыш говорит «кака» вместо «собака», не нужно строго поправлять. Просто повторите: «Да, это собачка!». Он сам постепенно научится.

  • Разнообразие – это наше все. Новые слова появляются, когда есть новые впечатления. Поездка в парк в Одинцово, поход в магазин, просто новая игрушка – все это повод для новых слов и разговоров.

  • Эмоции! Говорите с интонацией, меняйте голос, изображайте персонажей. Речь – это не только слова, но и то, как мы их произносим. Николай, например, когда изображает медведя, так рычит, что Ксюша сначала пугается, а потом хохочет до слез. Ну, что тут скажешь, папа!

Знаете, в конце концов, главное – это любовь и внимание. Слова придут. Главное, чтобы малыш чувствовал себя любимым, понятым и в безопасности. А остальное… оно само собой сложится, вот увидите. Просто наслаждайтесь этим удивительным временем, когда каждый новый звук – это маленькое чудо. Ведь оно и есть чудо, правда?