Ох, девочки, ну вот скажите, кто из нас не ловил себя на мысли: «И когда он успел так вырасти?». Вроде только вчера Ксюшенька моя, младшенькая, лежала себе комочком в пеленках, а сегодня – хоп! – и уже пытается самостоятельно ложкой в кашу залезть. И не просто пытается, а с таким видом, будто изобретает лекарство от всех болезней, ей-богу. И попробуй только помочь! Сразу же: «Не-е-ет, ма-а-ама, я са-а-ама!». Знакомо, да?
Это, знаете ли, тот самый чудесный, но иногда доводящий до легкого нервного тика период, когда наш маленький человечек вдруг осознает себя отдельной личностью. Вот это да! Целый мир открытий, и каждое требует его личного, немедленного участия. А мы, родители, ну что ж… мы тут стоим, ждем, когда тарелка с кашей полетит в стену, или когда он, пыхтя, наденет ботинок на голову. И что с этим делать? Как не сойти с ума и при этом поддержать его, этого маленького, но такого решительного исследователя?
Когда «Я сам» становится мантрой
Вот Ксюша. Ей всего год, а характер уже, ух! Недавно пыталась сама снять колготки. Сначала, конечно, это выглядело как танец маленькой обезьянки, борющейся с удавом. Лицо красное, пыхтит, ручки-ножки заплетаются. А я стою рядом, и, честно говоря, так и подмывает взять и быстренько помочь. Но ведь нельзя! Как воспитатель, я знаю: это их, малышей, способ познавать мир, свои возможности, границы. И каждый раз, когда мы спешим помочь, мы, пусть и невольно, говорим им: «Ты не справишься». А нам ведь нужно совсем другое, правда?
Помню, как Дима, мой старший, когда ему было года два с хвостиком, устроил целую драму в магазине. Хотел сам, вот прям сам, катить тележку. А она, зараза такая, ну никак не хотела слушаться его крошечных ручек. Ну и что? Сначала слезы, потом крик, потом попытка укусить тележку (да-да, было и такое, не смейтесь!). Николай, муж, тогда стоял рядом, бледный как стена, шептал: «Ну, может, возьмем другую?» А я, ну я же знаю! Это не про тележку, это про его желание быть сильным, самостоятельным. И знаете, что помогло? Я просто присела, на его уровень, и сказала: «Дима, тележка большая и тяжелая. Давай я буду держать ее с одной стороны, а ты с другой? Мы будем катить ее вместе, как настоящая команда!» И ведь сработало! Улыбка до ушей, и мы, как два компаньона, поехали дальше. Главное, чтобы он чувствовал, что его инициатива важна, а не подавляется.
Маленькие хитрости, или как договориться без потерь
С Ксюшей сейчас, конечно, сложнее. Она еще не говорит, а значит, все ее «я сама» выражается через мимику, жесты, а иногда и очень, очень громкие звуки. Моя задача как мамы – расшифровать. И, кстати, тут мой педагогический опыт очень помогает.
-
Выбор без выбора, или два варианта: Вместо категорического «нет», предлагайте выбор. Например, Ксюша хочет сама надеть носки. Ну, наденет она их наизнанку, ну и что? Или, если это важно: «Хочешь красный носок или синий?» Она выбирает, и чувствует себя главной. И никаких истерик! Почти.
-
Время – наш союзник: Ох, как же сложно бывает выделить лишние пять минут, когда Николай уже ждет такси, а Виолета опаздывает на кружок! Но иногда эти пять минут сэкономят вам целый час нервов. Дайте малышу возможность самому застегнуть пуговицу, пусть криво, пусть долго. Это его маленькая победа. И, честно говоря, когда я вижу это сосредоточенное личико, этот высунутый язычок, ну, какой там Николай, какая Виолета? Мир может подождать.
-
«Помощник» – волшебное слово: Вместо «Сделай это», попробуйте: «Мне нужна твоя помощь!» Это работает даже с годовалыми. «Ксюшенька, помоги маме собрать кубики!» И она с таким энтузиазмом начинает их бросать в корзину (иногда мимо, конечно), что я прям горжусь. Вроде бы мелочь, а сколько радости и чувства собственной значимости!
-
Создаем безопасное пространство: У меня дома, в Одинцово, есть уголок, где Ксюша может делать все, что хочет, в пределах разумного, конечно. Там нет бьющихся предметов, острых углов. Хочет она исследовать содержимое нижнего ящика? Пожалуйста. Хочет пересыпать крупу из одной мисочки в другую? Вот тебе ложка и две миски. Да, потом придется убирать, но эти моменты бесценны для ее развития. И для моего спокойствия, кстати.
Непредсказуемость и щепотка абсурда
Знаете, иногда я думаю, что с малышами нужно быть немного сумасшедшей. Вот Ксюша недавно отказалась есть брокколи. Ну, никак! А я, уставшая после дня, когда Виолета с Димой устроили гонки на самокатах прямо по квартире, вдруг решила: «А давай-ка я сама буду брокколи!» И стала изображать, как брокколи танцует, как она летает, как она разговаривает с тарелкой. Ксюша сначала посмотрела на меня как на умалишенную, а потом, хихикнув, открыла рот. И съела! Иногда, чтобы достучаться до них, нужно просто… перестать быть взрослой и присоединиться к их миру, где брокколи может быть танцующей принцессой, а носок – шапочкой для гнома.
Иногда я ловлю себя на мысли, что эти маленькие «кризисы самостоятельности» – это на самом деле их способ сказать: «Мама, я расту! Я хочу быть как ты, большой и умелый!» И наша задача – не пресекать это желание, а бережно направлять, давая им возможность пробовать, ошибать, учиться. Ведь каждый раз, когда Ксюша сама, пусть и коряво, натягивает свой ботинок, я вижу в ней не просто ребенка, а маленького будущего человека, который однажды сам сможет покорить мир. Ну, или хотя бы сам завяжет шнурки. И это уже будет победа, согласитесь?