Ох, девочки, вот сижу я, пью свой остывший чай (ну, как всегда, Ксюша не дала допить), и думаю: какой же удивительный возраст – от года до трех! Это же прям какой-то вулкан эмоций, да? Вот только что мило улыбалась, а через секунду уже лежит на полу, потому что не дали потрогать мамину кружку. Знакомо?
У меня, вы ж знаете, трое. Дима, ему уже двенадцать, Виолетте девять. А вот Ксюше, младшенькой, всего годик. И я, как воспитатель с опытом, да еще и мама троих, казалось бы, должна быть к этому готова. Ан нет! С каждым ребенком это как заново. Ну, не то чтобы заново, но все равно каждый раз по-особенному.
Вот возьмем нашу Ксюшу. Она сейчас в таком возрасте, когда мир открывается каждый день. И она, конечно же, хочет все! Всё потрогать, всё попробовать, всё сделать сама. А мы, взрослые, постоянно говорим: «Нельзя!», «Опасно!», «Подожди!». И что в ответ? Правильно, целый спектр эмоций, от легкого недовольства до полноценной, знаете ли, истерики, когда она падает на пол и кричит. Недавно вот в магазине, это было что-то! Она увидела яркий мячик, а я не купила. Ой, что тут началось! Николай, муж, потом смеялся, говорит: «Ну, ты же психолог детский, чего ж не справилась?». А я ему: «Коля, одно дело – теория, другое – когда это твоя родная кроха, да еще и устала, и голодна, и спать хочет!».
И вот тут самое главное – понять, что это не малыш «вредничает» специально, не манипулирует нами. Это его способ сказать: «Я очень хочу!», «Мне очень плохо!», «Я не понимаю, почему нельзя!» или «Я сам!». Он просто еще не умеет это выразить словами. Его словарный запас пока не позволяет так виртуозно донести свои мысли, как, например, мой Дима, который уже целые аргументы выдает. Вот и получается, что весь свой внутренний мир малыш выплескивает через крик, слезы, падения на пол. Это, по сути, его такой, знаете, язык.
Что же делать? Вот несколько моих наблюдений, и как профессиональных, так и чисто мамских:
-
Признайте его чувства. Это самое первое и, на мой взгляд, самое важное. Вместо «Не реви!» или «Что ты как маленький?», попробуйте: «Я вижу, ты очень расстроен, потому что не можешь взять эту вещь. Это неприятно, да?». Просто озвучьте то, что он чувствует. Это, знаете ли, волшебным образом успокаивает. Как будто он понимает, что его услышали.
-
Предложите выбор (но контролируемый). Вот Ксюша утром не хочет надевать комбинезон. Ну никак! А на улице холодно. Вместо борьбы, я говорю: «Хочешь синий или красный?». И она выбирает. Чувство контроля – это для них очень важно. Конечно, выбор должен быть из того, что нам подходит. Не «хочешь идти гулять или нет?», а «хочешь идти гулять сейчас или через пять минут?». Ну, вы поняли.
-
Переключайте внимание. Иногда, когда я вижу, что Ксюша вот-вот взорвется из-за какой-то мелочи, я просто начинаю петь песенку про зайчика или показывать ей что-то интересное за окном. Это не игнорирование, а скорее, знаете, такая мягкая смена фокуса. Работает не всегда, но часто очень выручает.
-
Будьте рядом. Иногда малышу просто нужно, чтобы его обняли, погладили по спинке, сказали, что вы рядом. Без лишних слов, просто физический контакт. Он чувствует вашу поддержку.
Помню, как-то Виолетта, когда ей было около двух, тоже устроила мне такой «концерт» в поликлинике. Я тогда была моложе, менее опытная. И, честно говоря, чуть не расплакалась сама от бессилия и стыда. А сейчас? Сейчас я понимаю, что это нормально. Это часть их развития, часть их пути к самостоятельности. И наша задача – быть маяком в этом бурном море эмоций, а не штормом в ответ.
Ведь мы же хотим, чтобы наши дети выросли уверенными в себе, умеющими выражать свои чувства, да? А этому можно научить только через наш пример, через нашу эмпатию и терпение. Ох, терпения бы побольше, да? Но, по-моему, это самый ценный ресурс в родительстве. Ну, и еще, конечно, умение посмеяться над собой и над этими вот детскими выходками. Вот так и живем, в нашем Одинцово, с тремя детьми, смехом, иногда криками, и бесконечной любовью. А как у вас с этим? Делитесь в комментариях!