Ох, девочки, ну вот казалось бы, совсем недавно Ксюшенька моя только кряхтела да посапывала, а тут, знаете ли, уже такие рулады выдает, что диву даешься! Как будто не год прошел, а, не знаю, целая вечность, что ли? Вот вроде только-только привезли этот маленький, сморщенный такой комочек из роддома в нашу Одинцовскую квартирку, а теперь она уже, агу, вовсю!
Помню, как с Димой и Виолеттой… ну, это было давно, конечно. С Димой так вообще, казалось, что он сразу родился с энциклопедией в голове, а Виолетта, та вообще, как птичка щебетала. А вот Ксюша… она другая. У каждого же, ну, свой темп, правда? И вот эти первые звуки, знаете, не просто «агу». Это же целая симфония, ей-богу!
Сначала, ну, кряхтения, вздохи такие, а потом… вот это первое «агу». Чистое, звонкое, как колокольчик. И ты такой, стоишь посреди кухни, с недомытой тарелкой в руке, и думаешь: «Ого! Это что, она мне что-то сказала?» А потом еще раз, и еще. И вот тут-то и начинается самое интересное, друзья мои. Это не просто так, это, ну, как бы, пролог к великой опере под названием «Речь».
Что скрывается за агуканьем?
Мы вот в садике, когда я работала, всегда говорили родителям: не ждите, что ребенок сразу заговорит предложениями. Это же процесс! Помню, как-то пришла мама, такая, ну, очень обеспокоенная, говорит: «Моему Семену уже восемь месяцев, а он только мычит!» А я ей: «Мычит? Прекрасно! Это же тоже общение! Он вам что-то хочет сказать, просто, ну, пока не подобрал слова.» И ведь правда! Эти мычания, гуления, всякие там «брррр» и «пффф» – это же, по сути, речевая гимнастика. Малыш тренирует свой ротовой аппарат, связки, учится, как воздух пропускать, чтобы звук получился. Это, как будто он настраивает свой внутренний музыкальный инструмент.
И вот, когда малыш издает эти звуки, он же не просто так их издает, правда? Он что-то пытается донести. Может, ему скучно, может, он доволен, а может, просто тренируется. И наша задача, как родителей, ну, как бы, расшифровать это, и, главное, показать, что мы его слышим и понимаем. Это же основа для будущей, ну, крепкой эмоциональной связи. Они же, ну, такие, маленькие исследователи, а мы – их первые слушатели.
Как помочь малышу разговориться?
Ну вот, Ксюша у меня, допустим, лежит на коврике, играет с этим, как его, жирафом Софи, и вдруг, бац, выдает что-то вроде «а-ба-ба-бу». И что я? Ну, конечно, я ей в ответ: «Ой, Ксюшенька, ты мне что-то рассказываешь? А-ба-ба-бу? Здорово! Расскажи еще!» И вот так вот, знаете, по чуть-чуть. Важно же не просто слушать, а отвечать. Это как диалог получается, хоть и односторонний поначалу. Малыш понимает: «Ага! Мои звуки имеют значение! Мама реагирует!» Это же такая, ну, связь, что ли, формируется. Эмоциональная.
А еще, вот что я заметила, когда Николай с работы приходит, он такой уставший, конечно, ну, такси, сами понимаете, Одинцово, пробки. Но вот он садится рядом с Ксюшей, начинает ей что-то свое рассказывать, про день, про то, как «заказ был на Рублевке», а Ксюша его слушает, и, главное, пытается ему ответить! Улыбается, агукает. И он такой счастливый сидит, забывает про все свои эти, ну, проблемы. Вот, это и есть та самая магия, мне кажется.
Что же мы, такие, ну, супер-мамы и папы, можем сделать, чтобы помочь нашим крохам распеться? Да на самом деле, ничего сверхъестественного:
- Разговаривайте, как будто он все понимает. Прям вот комментируйте все, что делаете. «Сейчас мы будем кушать кашку, ням-ням», «Ой, какой у тебя носик маленький», «Папа пришел!» Ну, вы поняли.
- Повторяйте за малышом его звуки. Он «агу», и вы «агу». Он «бу-бу», и вы «бу-бу». Это же такая, ну, игра! Он поймет, что его звуки интересны, и будет повторять их чаще.
- Читайте книжки. Даже если кажется, что это бесполезно. Просто читайте, показывайте картинки, меняйте интонации. Ксюша обожает, когда я ей «Курочку Рябу» читаю, особенно на моменте «плачет дед, плачет баба».
- Пойте песенки. Неважно, есть у вас слух или нет. Главное – эмоции и ритм. Колыбельные, потешки, просто свои придуманные песенки.
- Не бойтесь дурачиться. Всякие там «коза рогатая», «ладушки» – это же не просто так. Это и моторика, и слуховое восприятие, и вот эта самая эмоциональная связь.
И да, ну, не забывайте про зрительный контакт. Это же супер-важно! Когда малыш видит ваше лицо, ваши губы, как вы произносите звуки, это для него, ну, как мастер-класс.
Почему это так важно?
И вот, знаете, иногда я сижу, смотрю на Ксюшу, как она там что-то свое бормочет, и думаю: «Господи, а что, если она уже на каком-то своем, инопланетном языке разговаривает, а мы тут со своими «агу» к ней лезем?» Ну, это я так, шучу, конечно. Но в каждой шутке, как говорится, есть доля шутки. Ведь для них, для этих крох, наш мир – это что-то совершенно новое, неизведанное. И мы, родители, мы же их проводники. Мы помогаем им расшифровать этот мир, понять его правила, его звуки. И чем больше мы с ними общаемся, тем быстрее они, ну, адаптируются.
Вот как Димка мой, когда ему было лет пять, он все время спрашивал: «Мам, а почему небо синее?» А Виолетта: «А почему кошки мурчат?» И вот эти маленькие, первые звуки Ксюши – это же их, ну, первый шаг к этим «почему». Это их способ заявить о себе, о своих потребностях, о своем желании познавать.
И знаете, что самое удивительное? Иногда, когда Ксюша так заливисто смеется, ну, или когда она вдруг выдает какой-то новый звук, я прямо чувствую, как у меня внутри что-то, ну, переворачивается. Это такое счастье, такая гордость. Как будто ты не просто мама, а, ну, какой-то лингвист-первооткрыватель, что ли. И вот этот ее запах, такой молочно-сладкий, он вообще, ну, как наркотик. Хочется просто уткнуться в эту макушку и слушать ее «болтовню» бесконечно.
Так что, мамочки, папочки, не стесняйтесь разговаривать со своими малышами. Даже если вам кажется, что вы разговариваете с пылесосом. Поверьте, они все слышат, все запоминают. И вот эти первые звуки, эти первые попытки общения – это, ну, бесценно. Это фундамент. И каждый новый звук, каждое новое «агу» – это еще один кирпичик в этом, ну, удивительном здании, которое мы вместе строим.
