Ой, ну вот и пролетел первый год! Вот так, знаете ли, моргнуть не успела, а моя Ксюшенька уже не просто лежит и агукает, а активно так, с чувством, с толком, с расстановкой, знаете, пальчиком тычет. Прямо вот на днях, сижу я на полу, она ползает рядом, и вдруг как потянет меня за штанину, а потом, значит, на мячик указывает. И смотрит так, прямо в глаза, типа: «Мама, ну ты чего, не видишь, что ли? Мячик! Играть!» И вот в такие моменты я понимаю, как же быстро детки учатся общаться. И это ж, по сути, их первый язык, да? Не слова, а действия, жесты, вот эти их, такие, ну, очень, очень важные попытки донести до нас что-то.
Как воспитатель с опытом, я, конечно, много читала про все эти этапы развития, про сенсорное восприятие там, про моторику. Но когда это происходит с твоим собственным, вот этим, маленьким человечком, это совсем другое, ну, прям магия какая-то. Помню, как Дима в детстве, ему тогда годик был, постоянно тащил мне свои машинки, а потом Виолетта — свои куклы. И каждый раз это было такое… ну, прямо открытие! Как будто они говорят: «Вот, смотри, это мой мир, и я хочу его с тобой разделить!»
Когда малыш начинает «показывать»?
Обычно, где-то к 8-10 месяцам, а то и раньше, крохи начинают активно использовать жесты. Это может быть и протянутая ручка к предмету, и указательный палец, направленный на что-то интересное, и даже просто взгляд, который они переводят с предмета на вас и обратно. Как бы приглашают в свой мир. Моя Ксюша, например, к году уже активно машет «пока-пока», если кто-то уходит, и даже может поцелуйчик воздушный послать, если попросишь. А самое умилительное, когда она, значит, на улице видит собачку, и сразу пальчиком показывает, и такое «Ау! Ау!» издает, типа «Мама, смотри, собачка!». Ну, разве это не язык?
Иногда, конечно, я вот, честно, теряюсь. Особенно, когда она, ну, капризничает, и я не могу понять, чего ей надо. Вроде и поела, и поспала, и памперс сухой, а она все равно вот это «Ня-ня-ня!» и руками машет. Вот тут уже подключается интуиция, ну и, конечно, наш папа, Николай, который, хоть и водитель такси, но с детьми ладит просто прекрасно. Он может просто взять ее на руки, показать что-то за окном, и она сразу отвлекается. Мужчины, они такие, да, умеют найти подход, когда мы, мамы, уже на грани нервного срыва.
Как же мы, взрослые, можем помочь нашим малышам развивать этот их, ну, такой, первый, очень важный язык жестов и действий? Да очень просто, на самом деле:
-
Отвечайте на их жесты. Если кроха на что-то показывает, назовите этот предмет. «Да, это мячик!», «Смотри, кошечка!». Это помогает им связать жест с названием.
-
Повторяйте за ними. Малыш машет «пока-пока»? Помашите ему в ответ. Тянет ручки? Обнимите его. Это показывает, что вы понимаете его.
-
Используйте жесты сами. Не стесняйтесь показывать руками, когда говорите. «Дай ручку», «Иди сюда», «Пока-пока». Они же все впитывают, как губки!
-
Играйте в игры на подражание. «Ладушки», «Ку-ку», прятки. Это не только весело, но и отлично развивает их коммуникативные навыки.
-
Будьте внимательны к их взгляду. Куда он смотрит, когда указывает? Что его привлекает? Это поможет вам понять, что именно он пытается вам «рассказать».
Вот, например, Ксюша обожает, когда я ей читаю книжки, ну, такие, с крупными картинками. И она теперь, значит, сама тычет пальчиком в зайчика или в мишку, и смотрит на меня. И я прям чувствую, как она хочет, чтобы я назвала. А потом сама пытается повторить «ми-ка» или «зя-ка». Это же, ну, такая радость, да? Видеть, как они буквально на глазах постигают этот мир.
Иногда, конечно, бывает и смешно. Вот недавно, сидим мы, значит, с Николаем в Одинцово, ужинаем, а Ксюша на своем стульчике. И она как начала, значит, вилкой по столу стучать и на мою тарелку показывать. Типа, «Мама, а мне?!». Ну, мы посмеялись, конечно, и дали ей кусочек безопасный. Это же тоже, своего рода, такое, ну, очень настойчивое, но такое милое общение, да?
Так что, девочки, не пропускайте эти моменты. Каждое их движение, каждый жест, каждый взгляд — это как маленькое письмо, которое они нам отправляют. И наша задача, ну, такая, очень важная, прочитать его, понять и ответить. Потому что именно так, через эти, казалось бы, простые действия, они учатся доверять миру, доверять нам и строить свою, ну, такую, очень крепкую эмоциональную связь. Это не просто так, это целый мир, который они нам показывают, и мы, ну, вот просто обязаны быть частью этого мира.
