Как понять малыша без слов и паники

Мама играет с младенцем

Ох, девочки, ну вот казалось бы, третья дочка — Ксюше уже целый год, а я всё равно иногда ловлю себя на мысли: «Божечки, что это было?!» Знаете ли, когда ты мама Димки, которому уже двенадцать, и Виолетты, ей вот-вот девять стукнет, то как-то порой забываешь, каково это, когда дома появляется маленький, абсолютно бессловесный, но очень требовательный комочек счастья. И вот, здравствуй, Ксюша, и здравствуй, декрет, а вместе с ним — блог!

Вот этот первый год… он какой-то, ну, космический, что ли. Кажется, только вчера я привезла этот маленький сверток из роддома в нашу однушку в Одинцово, а сегодня она уже пытается стащить со стола мой телефон и что-то очень серьезно лепечет на своем, совершенно непонятном языке. И, честно говоря, каждый раз, когда она смотрит на меня своими огромными, бездонными глазищами, я чувствую себя немного детективом, пытающимся расшифровать сложнейший код. Ну вот как это — понять, что именно хочет этот маленький человечек, когда он еще даже «мама» толком не говорит? Это ж целая наука, ей-богу!

Язык без слов: как научиться читать малыша

Помню, как-то раз, это было, наверное, месяца в четыре Ксюше, она так заливисто плакала, ну вот прям до посинения. Я и кормила, и памперс меняла, и столбиком носила, и песенки пела, и укачивала… Ничего! А время уже позднее, Коля с такси только вернулся, уста-а-авший. И я уже на грани, знаете, когда кажется, что все, ты плохая мать, ничего не понимаешь. А потом, совершенно случайно, я положила ее на животик, и она как-то сразу затихла, а потом, через пару секунд, такой звук издала, ну, как будто она что-то «выдавила» из себя. Ой, ну вы поняли, да? Животик болел, а я-то думала… Вот так и учишься, методом проб и ошибок, ага. И каждый раз, когда что-то такое происходит, я думаю: «Ну вот, еще один пункт в моем списке ‘Как понять Ксюшу’». Это как квест, только без карты и подсказок, зато с очень милым главным героем.

На самом деле, самое главное, что я вынесла из своего опыта — и как мамы, и как воспитателя, пока я работала в садике, — это наблюдение. Просто смотрите на своего малыша. Его жесты, мимика, даже дыхание — это все такие маленькие подсказки. Вот Ксюша, например, когда голодная, начинает сначала причмокивать губами, как маленькая рыбка, потом ручки в рот тащит, а потом уже, если я не поняла, начинает кряхтеть. А если устала, то трет глазки, дергает себя за ушко, ну и, конечно, начинает капризничать. Это такой, знаете, целый набор сигналов, который меняется со временем, и его нужно просто, ну, отслеживать, что ли.

Первые открытия: мир вокруг и внутри

Когда малыш начинает ползать, а потом и ходить… Ой, это вообще отдельная история! Наш дом в Одинцово превратился в настоящую полосу препятствий. Каждый угол, каждая розетка, каждый провод — это потенциальная «зона исследования». И Ксюша, она такая шустрая, что я иногда думаю, она, наверное, в прошлой жизни была каким-нибудь, не знаю, спецназовцем. Она ползет, заглядывает под диван, пытается потрогать пылесос, который стоит в углу… И это так важно, дать ей эту свободу исследования, но при этом обеспечить безопасность. Я помню, как она в первый раз дотянулась до книжной полки, схватила какую-то старую книжку Димки про динозавров, такую, знаете, ну, с обтрепанными страницами, и попыталась ее попробовать на вкус. И я так удивилась, ведь она же могла взять свою яркую пирамидку, но нет, ей приглянулась именно эта потрепанная книжица!

А как они начинают взаимодействовать с миром! Помню, как-то раз, в парке, Ксюша увидела на дереве воробья. И она так замерла, так внимательно смотрела, а потом, ну вот прям как в замедленной съемке, медленно-медленно подняла свою маленькую ручку и попыталась до него дотронуться. Конечно, воробей улетел, но этот момент… он был такой чистый, такой искренний. И я тогда подумала: «Вот она, эта самая крепкая эмоциональная связь — когда ты можешь разделить с ребенком его восторг от самого простого, но такого нового для него явления». Это не про дорогие игрушки, не про развивашки по расписанию, это про вот эти вот маленькие, но такие важные моменты.

  • Играйте! Просто играйте. Неважно во что: в ку-ку, в мячик, в «дай-ка ручку». Это укрепляет вашу связь, развивает моторику и просто дарит радость.
  • Разговаривайте. Да, даже если малыш еще не отвечает. Комментируйте свои действия, рассказывайте о том, что видите. «Смотри, Ксюша, это солнышко! Оно желтое, да?»
  • Читайте. Пусть это будут книги с большими картинками, которые можно потрогать. Даже если малыш будет просто грызть странички — это тоже часть его познания мира.
  • Обнимайте. Как можно больше. Тактильный контакт — это основа доверия и безопасности.

Иногда, когда Ксюша спит, а Димка с Виолеттой уже улеглись, я сижу на кухне, пью остывший чай и смотрю в окно на огни Одинцово. И думаю: «Господи, как же я всё успеваю?» Иногда мне кажется, что я живу в каком-то бесконечном дне сурка, где каждый день — это памперсы, каши, «агу» и «бух». Но потом она просыпается, тянет ко мне свои ручки, и её улыбка… Она такая, знаете, ну, как будто солнышко выглянуло после долгого дождя. И ты понимаешь, что все эти бессонные ночи, все эти «почему она плачет» — это такая мелочь по сравнению с этим чистым, безусловным счастьем. И, кстати, да, иногда я просто включаю ей классическую музыку, ну, вот Моцарта, например, и она так внимательно слушает. А я сижу рядом, и мы вместе, как будто на концерте в Большом театре, только вместо билетов — молочная каша на щеке и немного слюней на рукаве. Вот такая она, наша жизнь с маленькой Ксюшей. Непредсказуемая, шумная, но до невозможности любимая.